Молоко выходит из берегов
Запасы молочной продукции давят на цены и снижают рентабельность бизнеса
Потребление молочки в прошлом году в России сокращалось: возросшие цены при сокращении доходов населения заставляли покупателей менять свой рацион. Снижение спроса привело к росту нереализованных остатков, объем которых к концу года вырос на 38 %. В этом году платежеспособность населения понемногу восстанавливается, а значит, есть надежды и на увеличение потребления молочной продукции. Компании же в основном настроены наращивать объемы производства.
Согласно информации Национального союза производителей молока (Союзмолоко), запасы ключевых категорий молочной продукции на складах компаний к концу 2022 года выросли на 38 %, до 1,4 млн т (в пересчете на сырое молоко) по сравнению с показателем за 2021-й (1 млн т). Давление на рынок оказывают скопившиеся запасы сливочного масла, сухого молока, сыров и сухой сыворотки.
Увеличение запасов станет риском для отрасли в 2023 году, опасается гендиректор союза Артем Белов. По его словам, снижение импорта на уровне около 8 % (6,4 млн т в молочном эквиваленте (МЭ) на сумму $3,5 млрд) не компенсировало объемов прироста товарного молока. «Его производство по итогам 2022-го увеличилось на 3,8 % — до 24,7 млн т, но мы должны продолжать наращивать валовой надой для достижения целевого показателя Доктрины продовольственной безопасности по уровню самообеспеченности молоком и молочной продукцией, нельзя допускать снижения инвестиционной привлекательности сектора, — считает Белов. — Необходимо поддержать активность инвесторов, но крайне важно вместе с этим обеспечить поддержку платежеспособному спросу, поскольку именно конечный потребитель является основным драйвером развития отрасли».