Какие вызовы ждут российскую электротехническую отрасль?

РБКBiznes

Дмитрий Храбров: «Задачу еврозамещения можно считать выполненной»

Генеральный директор компании «Русский Свет» рассказал РБК, какие вызовы ждут электротехническую отрасль после ухода с российского рынка ведущих зарубежных компаний

Беседовала Мария Силаева

Как изменился российский рынок электротехнической продукции за последний год?

Д. Х.: Как и в других отраслях, главный тренд — уход с отечественного рынка ведущих игроков-гигантов: Schneider, ABB, Legrand. В нашем портфеле как компании-дистрибьютора они генерировали порядка 20% выручки. Российских производителей, которые смогли бы заместить полностью весь ассортимент и объем ушедших брендов, сегодня нет, поэтому мы стали изучать китайский рынок и искать производителя, чья продукция не уступает по качеству европейским аналогам. Выходом стал прямой контракт с компанией Chint.

Быстрой адаптации бизнеса способствовали и налаженные каналы параллельного импорта. Ведь на объектах, где уже установлена продукция Schneider, ABB или Legrand, менять ее следует только на аналоги того же производителя. А вот все новые проекты сегодня реализуем уже на базе продукции Chint. Еще одна особенность последнего года — общее падение спроса. Даже сегодня за счет инфляции наш рынок растет, но если считать в штуках — падает.

РБК: Российские игроки могут делать погоду в электротехнике?

Д. Х.: Да, например, Курский электроаппаратный завод, который, на наш взгляд, замещает европейские бренды и выпускает хороший продукт. Но широта ассортимента и мощности производства пока не позволяют полностью перекрыть потребности рынка. Новые игроки, наверное, не появятся на нашем рынке, а вот существующие в перспективе трех лет могут запустить производство и локализовать в России выпуск аналогичной продукции. Я знаю, что есть уже компании, которые запустили проекты и планируют наладить производство к 2025 году.

РБК: Как цифровизация отрасли способствует ускорению реализации новых проектов?

Д. Х.: Активная фаза цифровизации пришлась на 2020 год. Клиенты из числа системообразующих компаний — УГМК, «Северсталь», «Металлоинвест» — имеют распределенные по стране структуры закупок. На практике это большое количество предприятий, где у каждого закупщика свои поставщики со своими ценами и своим ассортиментом. Гигантам интересно выбирать стратегического партнера один раз, чтобы в том числе фиксировать цены, сделать процедуру закупки прозрачной и оптимизировать человеческие ресурсы на закупку. Для этого мы некоторое время назад разработали и запустили свой b2b-портал RS24.RU с множеством полезных инструментов, с помощью которого закупки могут проходить именно по фиксированным ценам, с разными уровнями доступа, своей системой утверждения заявок закупщиков их руководителями.

Второй важный момент — интеграция между нашим b2b-порталом и учетными системами контрагентов. Здесь используется в том числе технология электронного обмена данными —  EDI: обмен номенклатурой и техническими характеристиками, обмен заказами, электронный документооборот. Коробочные продукты, особенно иностранные, в российской электротехнике работают плохо.

РБК: Можно ли назвать такой портал маркетплейсом?

Д. Х.: Наш b2b-портал гораздо более функциональный, чем просто маркетплейс, в котором можно собрать корзину и оформить заказ. В нем есть разделение уровней доступа между группами предприятия, где каждая видит только свой раздел. Есть массовая заливка заявок из учетной системы клиента, утверждение заявок руководителями закупщиков, есть возможность выгрузить документацию и аналитику за прошлые периоды, подключить ЭДО и обмениваться юридически значимыми документами, минуя бумажные носители. Отдел клиентского маркетинга «Русского Света» постоянно изучает бизнес-клиентов и лучшие практики переносит уже в виде готовых решений на b2b-портал.

К слову, разрабатывался он более десяти лет, и начинали мы именно как интернет-магазин, однако со временем поняли, что нашим контрагентам такое решение неинтересно. Поэтому мы пошли в куда более сложную историю с разработкой специальных сервисов именно под конкретные потребности клиентов. Делим их на четыре основных сегмента — строительно-монтажные организации (застройщики и генподрядчики), крупные производственные предприятия и холдинги, региональные оптовые компании, DIY и классические розничные магазины. Под каждое направление есть свой сервис.

РБК: Когда контрагент — очень крупная компания, подход отличается?

Д. Х.: У нас есть отдельные площадки для взаимодействия, например, с «Северсталью» или УГМК. Такие площадки, куда запускают поставщиков, работают по схожим схемам. Сначала поставщики проходят тендерные процедуры. Если их цены, сроки поставок, ассортимент подходят, такую компанию пропускают на собственный маркетплейс. У УГМК порядка 50 предприятий, разные закупщики покупают разный ассортимент. Что касается нас, если раньше один и тот же автоматический выключатель разные предприятия одного холдинга закупали у десяти производителей, сейчас была проведена нормализация номенклатуры, и закупается строго та позиция, которая есть в утвержденном ассортименте. Подобная унификация способствует и взаимозаменяемости продукции, и общему подходу к закупкам со стороны главных энергетиков отдельных предприятий.

Разработка подобных торговых площадок — дело долгое, сложное и дорогое. Поэтому маркетплейсы такого типа становятся бизнес-продуктами, к которым новые компании со стороны станут подключаться уже на коммерческих условиях.

РБК: Несколько лет назад многие российские предприятия взяли курс на устойчивую энергетику. Что изменилось?

Д. Х.: В ближайшее время это не основная задача экономики нашей страны. Нам нужно закрыть пробелы в доступе к технологиям и уже потом начинать переход на зеленую энергетику и перестройку всей энергосистемы страны. Но мы продолжаем вести проекты с нашими клиентами по снижению потребления электроэнергии на производстве, в том числе переоснащать цеха на светодиодное освещение, внедрять более современные решения в области распределения электроэнергии.

РБК: Что ждет российский рынок электротехнической продукции в ближайшее время?

Д. Х.: Объем рынка останется стабильным: без ввода новых зданий, инфраструктурных проектов в любой отрасли экономика просто не выживет. А где стройки, там, естественно, поставки электротехнической продукции. Главная задача — заместить то, что ушло, локализовать нужные производства в нашей стране. При этом не следует опасаться определенной зависимости от китайских поставок. В России сейчас имеются возможности управлять этими процессами. Да, какие-то контроллеры мы ждем из-за рубежа, но программировать их под собственные нужды давно умеем сами.

Любой непростой период для отрасли — время консолидации бизнеса, увеличение доли рынка под контролем сильных игроков. Себя мы причисляем к ним: буквально пару недель назад подписали соглашение об аренде крупнейшего современного складского комплекса в районе Домодедово, активно развиваем собственную логистическую сеть, причем не только в столичном регионе. Принципиально новых игроков на нашем рынке ожидать преждевременно. Слишком высок порог входа.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

На 5 градусов ближе к выздоровлению: как холод помогает сращивать сломанные кости? На 5 градусов ближе к выздоровлению: как холод помогает сращивать сломанные кости?

Чтобы вылечить, нужно заморозить

Вокруг света
Глаза-перископы и рот с 8 зубами: знакомьтесь, монстр Талли, для которого нет места в классификации животных Глаза-перископы и рот с 8 зубами: знакомьтесь, монстр Талли, для которого нет места в классификации животных

Точку в изучении монстров Талли ставить пока рано

Вокруг света
Как отключить старость Как отключить старость

Александр Суворов об одном из перспективных направлений борьбы со старением

Наука
Сверхзвуковая симфония Сверхзвуковая симфония

Постоянное желание летать еще дальше и быстрее

Y Magazine
Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
Цветоделение пространства Цветоделение пространства

Небольшая квартира с европейским минимализмом и сочными цветами в отделке

Идеи Вашего Дома
Сладкая наука Сладкая наука

Наука бокса заключается не только в том, чтобы быстро двигаться и наносить удары

Вокруг света
Ади Ади

Ади наливает воду в металлический таз, ополаскивает руки, берет заготовку глины…

Seasons of life
Формула жизни Формула жизни

Корейцы уверены, что лапша – символ долголетия, а суп – его гарантия

Вокруг света
Двигаться вперед Двигаться вперед

Suzuki Vitara в городе пушек, пряников и самоваров

Автопилот
Оазис гармонии Оазис гармонии

Стиль джапанди превратил обычную квартиру в комфортное место отдыха

Идеи Вашего Дома
Таиланд. Превращение в Эдем Таиланд. Превращение в Эдем

Как в Таиланде обстоит дело с яхтингом, мы решили узнать поподробнее

Y Magazine
Универсальный вариант Универсальный вариант

Однокомнатная квартира с универсальной планировкой

Идеи Вашего Дома
Крылатая дюжина Крылатая дюжина

У бабочек найдется чем удивить нас, кроме их знаменитой красоты!

Вокруг света
Планета людей Планета людей

Там, где она бывает, в домах топятся печи и сохнет шерсть, а хозяева пекут хлеб

Seasons of life
Они вернулись! Они вернулись!

В Дюссельдорф вернулось почти забытое ощущение яхтенного праздника

Y Magazine
Красная пустыня Красная пустыня

Каракумский пробег как орудие советской пропаганды

Автопилот
День тэнкиста День тэнкиста

Первый автомобиль китайского бренда «Тэнк» – серьезный внедорожник

Автопилот
Неандертальский зоопарк Неандертальский зоопарк

15 лет назад ученые организовали палеогенетическую лабораторию

Наука
Квартира 22 Квартира 22

История о современной мусульманской женщине — той, что носит дизайнерскую одежду

Seasons of life
Где лежит настоящее Где лежит настоящее

Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of life
Гравитационный гиперкар Гравитационный гиперкар

«70% успеха – сани, а 30% – все остальное»

ТехИнсайдер
Плутон. В долине гранатовых «льдов» Плутон. В долине гранатовых «льдов»

Что могли бы увидеть земляне, оказавшись посреди гладких льдов Плутона?

Наука и жизнь
«Инновации — направление, которое позволит нашей компании выжить» «Инновации — направление, которое позволит нашей компании выжить»

Почему «Эфко» делает ставку на развитие био- и фудтех-сегментов?

Агроинвестор
Зов далеких островов Зов далеких островов

Дальний Восток России — регион с обилием уникальных природных ландшафтов

Y Magazine
Ложимся на крыло? Ложимся на крыло?

Парусные суперъяхты могли бы легко решить проблему декарбонизации

Y Magazine
И вместе, и раздельно И вместе, и раздельно

Квартира в скандинавской эстетике с элементами современного стиля

Идеи Вашего Дома
Прострелы, или Сны наяву Прострелы, или Сны наяву

Весной в степях, по сухим лугам можно увидеть сказочно красивый цветок

Наука и жизнь
Очень выносливый механизатор Очень выносливый механизатор

Беспилотные комбайны и трактора могут появиться на полях

ТехИнсайдер
Взрослый «малыш» Взрослый «малыш»

Минувший год выдался для верфи Numarine Yachts и успешным, и знаменательным

Y Magazine
Открыть в приложении