Учить всему всех всеми
Нарастающее усложнение современного мира — это системный вызов образованию на глобальном уровне. Все ищут ответы на один и тот же набор вопросов: учить чему, как и кем. И как сделать так, чтобы найденные в моменте ответы сохранили свою актуальность хотя бы завтра. Одним из результатов такого поиска становится формирующийся тренд на универсализацию инструментальных онлайн-платформ.
Предметность или меж-, а то и метапредметность, грамотность или гибкие навыки, школьные учителя, коучи или менторы, класс или дом… Каковы бы ни были ваши предпочтения, если вы используете дистанционное обучение, вам — что педагогу, что студенту — нужны одни и те же онлайн-инструменты: видеоконференция с записью, электронная доска для совместной работы, личный кабинет с инструментами планирования — это минимум. Еще могут понадобиться маркетплейс педагогов и/или учебных курсов, конструктор курсов и автоматическая — на основе алгоритмов машинного обучения — система персональных рекомендаций по их выбору. Возможно, профессиональная социальная сеть. Все или большинство — последние два пункта представлены реже — этих инструментов в той или иной комплектации присутствуют на разных платформах, по сути отличающихся друг от друга особенностями позиционирования — специализацией. Позиционирование изначально определяется бизнес-гипотезой основателей соответствующих проектов, поскольку в основном EdTech является вотчиной частных предпринимателей: вот потребность какой-то социальной группы (она же неудовлетворенный спрос), вот необходимые для ее удовлетворения компетенции, вот финансирование для их реализации. А дальше — как повезет с, по сути, венчурным инвестированием. Так, через концентрацию ресурсов на чем-то абсолютно конкретном возникала сегментация рынка — преимущественно по функциональному признаку и целевой аудитории: Skype, Zoom, Jazz — видеоконференция, Miro и Miro-подобное