Переучреждение Московской патриархии в 1943 году и наследие Поместного собора 1917–1918 годов
В уходящем 2023 году случился знаменательный юбилей — 80-летие проведения «большевистскими темпами» странного собора Русской церкви, который возобновил прервавшееся со смертью в 1925 году патриарха Тихона патриаршество, а также ознаменовал расширение прав (или [вос]создание) Московской патриархии. В сталинской деспотии законно было то, что предписал вождь. А вот чем являлись события 1943 года с точки зрения канонов Русской церкви?
В 1721 году Петр I создал Святейший Синод, управлявший Русской церковью под контролем обер-прокуроров, которые, как, впрочем, и члены Синода, назначались монархом. В марте 1917 года монархия пала, Русская церковь активизировала подготовку к не собиравшемуся (в нарушение не только церковных канонов, но и догматического положения о «соборности» Православной церкви) 200 лет и готовившемуся 12 лет Поместному собору. В результате летом 1917 года отработал третий орган по подготовке собора — Предсоборный совет (под председательством архиепископа Сергия (Страгородского). Именно он определил точную дату открытия собора и подготовил, ревизовав прежние или составив с нуля, к нему необходимые материалы.
Изменение сути
В неспокойно революционных сентябре и октябре 1917 года в Соборной палате шла ожесточенная дискуссия о том, необходимо ли Русской церкви восстанавливать патриаршество. Окончательное положительное решение практически совпало с большевистской революцией. Собор восстановил институт патриаршества в четком контексте регулярного проведения Поместных соборов.