Разбираемся, как именно строится транспортная система будущего

РБКHi-Tech

Дороги без дураков

Нейросети уже сейчас помогают человеку в анализе и классификации больших объемов информации, например, в управлении движением и повышении безопасности на дорогах. Сами дороги становятся современнее и «умнее». А такси уже обходятся без водителей. Разбираемся, как именно строится транспортная система будущего

Авторы: Марсель Нигметзянов, заместитель генерального директора концерна «Телематика», Дмитрий Куликов, руководитель Центра компьютерного зрения концерна «Телематика», Мария Решетникова, «РБК Тренды»

Нейросети-регулировщики, «умные» трассы и беспилотные такси — как и на чем мы будем передвигаться в будущем.

Из чего состоит «умная» дорога

«Интеллектуальные», или «умные», дороги — это не просто проезжая часть, а комплексная система, позволяющая транспорту в автоматическом режиме взаимодействовать с окружающей инфраструктурой, а самой инфраструктуре — получать важную информацию от транспорта и окружающей среды. Конечно, «умные» дороги в пределах города и «умные» магистральные трассы отличаются по функциональности и задачам, которые они решают, и содержат различный набор интеллектуального оборудования и подсистем.

Например, в состав оборудования магистральных «умных» дорог входят информационные табло и системы мониторинга транспортных потоков, система фото- и видеофиксации нарушений ПДД, весогабаритный контроль и технологии подключенного транспорта (V2X, Vehicle-to-everything — автомобиль, подключенный ко всему). А если речь идет о дорогах внутри города, то здесь необходимо интеллектуальное управление светофорами, детектирование ДТП и ЧС, контроль интенсивности транспортных потоков и скорости движения автомобилей и другие информационные системы, помогающие автоматически управлять дорожным движением.

Какую дорогу можно назвать «умной»

Ключевая составляющая «умной» дороги — интеллектуальные решения, которые связывают и управляют всем оборудованием в рамках единой системы. Но в вопросах классификации «умной» дороги, а также уровней ее IQ пока еще нет четкого определения.

Если порассуждать и попробовать классифицировать это понятие по степени интеллекта, то есть проникновения технологий, то начальный уровень «умной» дороги должен обязательно включать автоматизированное управление дорожным движением, в том числе выявление инцидентов, оповещение водителей с помощью информационных табло и мониторинг транспортных потоков.

К необходимому на этом уровне также стоит отнести систему фотовидеофиксации нарушений ПДД и весогабаритный контроль. Это базовый уровень, то есть подобный функционал представляет собой жизненно важный минимум «умной» дороги, который обязательно нужно реализовать на большом количестве магистралей уже в ближайшем будущем.

А вот о продвинутом уровне развития можно будет вести речь, если на дороге начнут применяться те самые технологии V2X. Тогда, к примеру, автомобиль будет сам передавать информацию о внезапном торможении идущей впереди машины, и, таким образом, все движущиеся позади смогут вовремя притормозить и перестроиться. Или о том, что за поворотом на дороге яма, которую лучше объехать.

Причем обмен данными будет двухсторонним: например, светофоры станут передавать автомобилям информацию о фазах включения разрешающего сигнала, а интеллектуальные системы машины рассчитают нужную скорость, чтобы двигаться постоянно в режиме «зеленой волны» и не тормозить.

У каких трасс в России самый высокий IQ

Самой «умной» трассой в России является Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московском регионе. На начало 2023 года это самая насыщенная технологиями автомагистраль в стране. К примеру, она оснащена безбарьерной системой взимания платы «Свободный поток», в которой с момента запуска зафиксировано более 168 млн проездов пользователей. Кроме того, участок ПК-3 ЦКАД оснащен интеллектуальной системой управления дорожным движением нового поколения и технологией V2X.

Интеллектуальная система ЦКАД собирает огромные объемы разнородных данных: информацию о погодных условиях, плотности транспортных потоков, авариях и заторах в каждый момент времени. Также камеры распознают посторонние предметы на дороге, выход на нее пешеходов или животных. Данные обрабатываются, и в соответствии с этим запускаются сценарии, оптимально соответствующие ситуации на трассе. Водители получают предупреждения через информационные табло и знаки соответствующего участка ЦКАД. Но также могут получать сообщения на экран автомобиля при наличии в нем устройства V2X.

Результат системы управления дорожным движением уже есть: аварийность снизилась в два раза, а скорость реагирования аварийных комиссаров теперь не превышает 15 минут, что также делает движение по дороге более безопасным.

Каким будет будущее «умных» дорог

В перспективе «умные» дороги будут интегрированы с интеллектуальными системами беспилотных автомобилей и фактически начнут передавать им команды и помогать контролировать движение таких машин. А до прихода эры беспилотников «умные» дороги смогут обмениваться данными с обычными автомобилями, которые будут оснащены устройствами V2X и способны «разговаривать» как с дорогой, так и с другими машинами.

Да, беспилотные автомобили хоть и кажутся пока чем-то далеким, но уже существуют и даже ездят по дорогам. А, например, на трассе М-11 «Нева», которая соединяет Москву и Санкт-Петербург, уже планируется создание инфраструктуры, которая позволит перемещаться беспилотному транспорту, — это станет первым этапом госпроекта «Беспилотные логистические коридоры». Уже в 2024 году на этой трассе начнут работу беспилотные грузовики, которые будут перевозить грузы между логистическими терминалами. Всего же в соответствии с проектом предполагается, что к 2030 году в России около 20 тыс. км дорог будут включены в единую сеть беспилотных логистических коридоров.

На платных дорогах ИИ применяется как в барьерных системах оплаты, так и на трассах с безбарьерным «Свободным потоком». На безбарьерных платных дорогах ИИ позволяет водителям ехать без остановки для оплаты проезда. Нейронные сети используются для автоматического распознавания номерных знаков, определения марки, модели и класса транспортного средства. Это снижает вероятность возникновения заторов и аварий на дорогах, так как автомобили могут свободно проезжать через пункты оплаты, не снижая скорости движения и не перестраиваясь.

Такой тип оплаты используется на трассах ЦКАД, М-12, МСД, а также проектируется на других строящихся платных магистралях. Сегодня алгоритмы ИИ, используемые в системе «Свободный поток», распознают более ста марок и тысячу моделей транспортных средств, а также номера 60 стран.

В барьерных системах взимания платы ИИ позволяет облегчить работу и снизить количество ошибок оператора пункта взимания платы (ПВП), ускорить процесс проезда транспортных средств через ПВП, а также автоматизировать процесс оплаты въезда на участок платной дороги. Распознавание класса ТС работает здесь по схожему принципу, но используется иная конфигурация нейронной сети из-за другого конструктива барьерного пункта взимания платы. ИИ обучен разным ситуациям для правильного определения класса автомобиля: груз на крыше ТС, машина с прицепом, жесткая и гибкая сцепка и другие нетипичные случаи.

Разработка современных интеллектуальных транспортных систем требует глубокого внедрения ИИ и нейронных сетей. Их применение позволяет не только ускорять и облегчать работу сотрудников транспортных служб, но и создавать новые решения, которые невозможно представить без интеллектуальной обработки данных. Тем самым достигается качественный переход на новый уровень как удобства, так и безопасности дорог.

В каких городах и странах можно заказать роботакси

Поездки без водителей уже стали реальностью для жителей некоторых городов. Компании не только развивают парки таких машин, но и предлагают совершенно новые концепты. Еще пять-семь лет назад производители автомобилей предсказывали, что к 2020 году технология автономного вождения получит широкое распространение. Теперь разработчики признают, что задача оказалась гораздо более сложной и дорогостоящей, чем предполагалось. Тем не менее автономные автомобили уже появляются на улицах городов в виде роботакси.

Компания Cruise при поддержке General Motors в 2022 году запустила полностью беспилотную службу роботакси Chevy Bolt в американских городах Остине, Финиксе и Сан-Франциско. Также компания сообщала о планах протестировать свое роботакси Origin нового поколения на дорогах общего пользования в Сан-Франциско к концу 2023 года. Автомобиль похож на шаттл, в котором нет ни рулевого колеса, ни педалей.

А Uber и производитель беспилотных технологий Motional в 2022 году начали развивать свою службу роботакси в Лас-Вегасе. С начала 2023 года услугу можно заказать и в ночные часы.

В этом городе уже работает служба роботакси компании Lyft, которую также запустили совместно с Motional. Аналогичный сервис развивают в Лос-Анджелесе. Motional поставляет для роботакси Uber и Lyft электромобили Hyundai IONIQ5.

Также Lyft совместно со стартапом по разработке ПО для автономного вождения Argo AI и Ford запустили роботакси в Майами и Остине. Пассажиров перевозят гибридные автомобили Ford Escape.

Роботакси тестируют и в России. Осенью 2021 года «Яндекс» запустил первые такие машины в Ясеневе. Роботакси созданы на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata. В июне 2023 года «Яндекс» сделал сервис в Ясеневе общедоступным, а поездку можно было заказать в приложении «Яндекс Go» за 100 руб.

В Китае нишу роботакси занял техгигант Baidu, который испытывает свои беспилотные авто в десяти городах по всей стране.

Японская Toyota пока тестирует свои робошаттлы e-Palette без руля и педалей только на изолированных площадках. Роботакси испытывали в Олимпийской деревне во время Паралимпийских игр в Токио в 2021 году. Тогда не обошлось без инцидентов, и тесты пришлось остановить для доработки авто.

Tesla, которая уже не первый год обещает выпустить свое роботакси, на декабрьской презентации электрогрузовиков Semi в 2022 году подтвердила свои намерения. В 2023 году Tesla объявила о создании беспилотных такси без устройств управления — руля и педалей. Компания обещает показать первый такой автомобиль в 2024 году.

Одновременно компании разрабатывают новые проекты роботакси, которые можно будет увидеть на дорогах в недалеком будущем.

Иллюстрации: Midjourney

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении

О важности следовать принципам бережливого производства и ESG-повестке

РБК
Япона-рама Япона-рама

Dongfeng водим, Nissan в уме

Автопилот
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Пока живу — эволюционирую Пока живу — эволюционирую

Может ли эволюционировать организм, все гены которого необходимы для жизни?

Знание – сила
Семейка снеговиков Семейка снеговиков

Делаем семейку снеговиков — любимых сказочных персонажей детей и взрослых

Наука и жизнь
Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2 Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2

Период палеоарта динозавров ознаменовался чередой ярких художников и открытий

Наука и техника
Большой ресурс для маленькой компании Большой ресурс для маленькой компании

Где предпринимателю взять деньги на развитие бизнеса?

РБК
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – сила
Зачем нужен дворник-беспилотник Зачем нужен дворник-беспилотник

Алексей Сивидов — о роботах, призванных победить дефицит рабочих рук в сфере ЖКХ

РБК
«Декабрист» и другие шлумбергеры «Декабрист» и другие шлумбергеры

Первый по распространённости в мире кактус

Наука и жизнь
Экономика в двух измерениях Экономика в двух измерениях

После открытия графена обнаружены более десяти веществ со схожей структурой

Наука
Заимствованные рецепты кулинарных сборников Западной Европы XVI века Заимствованные рецепты кулинарных сборников Западной Европы XVI века

В XVI веке в кулинарную традицию и практику вошли поваренные книги

Знание – сила
Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского

Николай Гарин-Михайловский: романтик, влюбленный в железные дороги

Знание – сила
Фермерский продукт в законе Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

Агроинвестор
«Нам пришлось снять шляпу перед нашей субстанцией» «Нам пришлось снять шляпу перед нашей субстанцией»

Наверное, каждый задумывался, как из неживой материи однажды появилась живая

Наука
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
«Берлога» для геолога «Берлога» для геолога

Колоритное пространство для увлечённого и компанейского парня

Идеи Вашего Дома
Сравнительные жизнеописания Академий наук Сравнительные жизнеописания Академий наук

Обстоятельства возникновения академий наук в Англии, Франции и России

Знание – сила
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Между выгодой и риском Между выгодой и риском

Как в России и мире пытаются регулировать ИИ

РБК
Моделист-конструктор Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдер
Плечо для внешней торговли Плечо для внешней торговли

Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов

РБК
Защита и опора Защита и опора

Инженерный гений природы развернулся во всю свою мощь

Наука и жизнь
Резерфорд и рождение экспериментальной ядерной физики Резерфорд и рождение экспериментальной ядерной физики

Первое искусственное превращение химических элементов

Наука и жизнь
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и техника
Танец разведчицы Танец разведчицы

Карл фон Фриш — человек, открывший пчелиный язык танцев

Знание – сила
Кредиты становятся роскошью Кредиты становятся роскошью

Где агросектору брать деньги на ведение и развитие бизнеса

Агроинвестор
Открыть в приложении