Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»
По итогам 2022 года совокупный объем рынка информационных технологий в России достиг 1,8% ВВП, подсчитали в Cloud.ru. За год рынок прибавил 200 млрд рублей. В интервью РБК генеральный директор компании-провайдера облачных и ИИ-технологий Cloud.ru Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России и каким должен быть поставщик IT-услуг, чтобы расти быстрее рынка.
РБК: Как изменился российский IT-сектор за последнее время?
Е. К.: Он растет высокими темпами: большинство сегментов российского IT-рынка за последние четыре года показали среднегодовой темп роста, превышающий 10%. По мере увеличения зрелости рынка темпы роста будут снижаться и стремиться к показателям развитых стран, но этот процесс выйдет за горизонт ближайших двух-трех лет. Облачный сегмент рынка и вычислительная техника (серверы) продемонстрировали в 2022 году наибольший темп в сравнении с другими сегментами: их объем увеличился более чем на 40%, а на конец 2023 года мы прогнозируем около 35%.
Что касается Cloud.ru, то наша компания растет чуть быстрее рынка, а в отдельных сегментах опережает его. Только минувшим летом мы получили несколько значимых подтверждений. На церемонии награждения Data Center Awards 2023 компанию Cloud.ru признали самым быстрорастущим игроком в сегменте «Инфраструктура как сервис». Рейтинг CNews Analytics назвал нас лидером рынка искусственного интеллекта в России. А еще мы стали единственным облачным провайдером среди 30 крупнейших IT-компаний страны по версии TAdviser.
РБК: Остались ли компании, которые не доверяют облакам?
Е. К.: Да, такие есть. Например, среди IT-компаний распространен стереотип, что на старте бизнеса нужно сэкономить, закупив дешевое «железо». Когда компания обзаводится собственным сервером, у нее появляется иллюзия, что она лучше контролирует расходы и всегда может эту инфраструктуру поддерживать. Но в итоге свое «железо» становится сдерживающим фактором: бизнес тратит много времени на то, чтобы его администрировать, и не может быстро масштабироваться, тратя до полугода на то, чтобы привезти и расширить оборудование. В это же время компании, изначально стартовавшие в облаке, быстрее проходят путь от создания идеи до выхода на рынок.
РБК: Как поставщики облачных решений могут повлиять на этот стереотип?
Е. К.: Важно постоянно взаимодействовать с бизнесом, как можно больше рассказывать о возможностях и преимуществах облака, давать объективную информацию о лучших рыночных методиках. Мы в Cloud.ru уделяем много внимания общению не только с нашими клиентами, но и с рынком в целом.
РБК: Как изменился запрос бизнеса на облачные решения в последние годы?
Е. К.: Переходя в облако, бизнес стремится решить конкретные задачи, будь то ускорение работы сайта или модернизация устаревшего оборудования. В последние годы процессы и продукты усложняются, а темпы ведения бизнеса ускоряются. Для бизнеса становится критически важным поддерживать высокую скорость изменений и держать руку на пульсе развития технологий—иначе есть риск отстать от конкурентов и остаться на обочине. В этих условиях бизнесу нужен не просто подрядчик, предоставляющий технологию, а партнер, который предложит оптимальное решение задачи.
Поэтому мы как провайдер стараемся глубоко погружаться в бизнес клиента. Возможность правильно определить задачи, оказать клиенту полную поддержку и предложить персональный подход становится определяющей. Поэтому мы взяли курс на клиентоцентричность и планомерно ему следуем.
РБК: Может ли быть подлинная клиентоцентричность в такой отрасли?
Е. К.: Как раз наша отрасль, где взаимодействие с клиентом носит не разовый характер, а продолжается годами, должна в полной мере поддерживать этот подход. Мы поставили клиента во главе, выстроив бизнес-процессы вокруг его потребностей. Теперь мы формируем внутреннюю корпоративную культуру так, чтобы клиентоцентричность стала нормой для каждого, кто работает в компании.
Все начинается с изучения клиента. Мы регулярно приглашаем клиентов в гости, чтобы познакомиться с их бизнесом и открыть новые стороны для взаимодействия. Это позволяет нам синхронизироваться с бизнесом наших клиентов.
Кроме того, мы запатентовали особенный способ миграции IT-мощностей в облако. По нашей оценке, применение этого способа помогает клиентам переходить в облако до 30% быстрее по сравнению со среднерыночными показателями и в разы уменьшает вероятность ошибок проектирования. Это приносит плоды: и мы сами, и наши клиенты отмечают улучшение клиентского опыта.
РБК: Есть ли разница между требованиями крупного и малого бизнеса?
Е. К.: Да, у крупных клиентов зачастую сложные индивидуальные процессы миграции и больше опасений по поводу безопасности данных. Малый бизнес более чувствителен к стоимости и срокам решения. Также у малого бизнеса чаще возникает запрос на квалифицированных экспертов из-за отсутствия специалистов у себя в штате
Частый запрос, с которым к нам обращается бизнес, это развернуть 1С в облаке. Это решение позволяет ускорить работу систем, оптимизировать деятельность сотрудников и снизить нагрузку на собственную техподдержку.
Еще интересный пример—сеть аутлетов Offprice. Она пришла к нам с запросом: «Как сделать так, чтобы при росте бизнеса в десять раз ежегодно IT-инфраструктура не была для нас ограничением?» Мы представили комплексное решение этой задачи в облаке.
РБК: Замечаете ли вы у бизнеса рост востребованности искусственного интеллекта?
Е. К.: Да, компании применяют ИИ для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, анализа больших данных, улучшения качества и точности прогнозов, управления клиентским опытом и создания инновационных продуктов. Наибольшей популярностью сейчас пользуется сегмент больших языковых моделей.
Российские игроки выводят на рынок свои решения, которые могут лечь в основу цифровой экономики в будущем. Наиболее эффективным выглядит развитие сервисов на основе ИИ в облаке, так как искусственный интеллект потребляет много вычислительных ресурсов в момент обучения моделей. Облачные платформы предлагают высокую производительность специализированных процессоров и возможность их быстрого масштабирования для работы с ИИ-задачами.
Другой глобальный процесс, который подстегивает развитие искусственного интеллекта,—суперкомпьютеры. Для решения действительно прорывных задач, двигающих экономику вперед, возможностей стандартных серверов недостаточно. Процесс вычислений на них может занять месяцы, а на суперкомпьютерах—часы. При этом иметь собственный суперкомпьютер для внутренних нужд невероятно затратно. Получить доступ к ресурсам суперкомпьютеров можно через Cloud.ru.
Среди наших клиентов запрос на подобные задачи особенно заметен в торговле, логистике и производстве. Например, с помощью ИИ-сервиса мы помогаем поставщику техники прогнозировать закупки на год вперед с точностью более 90%. Это позволяет эффективно планировать загруженность складов, поставку запчастей и транспортную логистику.
Фото: пресс-служба Cloud.ru