Император и историческая память
Уже через полтора века после кончины Карла Великого его имя стало нарицательным, он сделался героем народных сказаний и легенд. Сложился цикл героических песен, воспевающих его. Он превратился прямо-таки во «второго короля Артура».
Легенды о могучем и мудром императоре Карле творились, разумеется, не только ради развлечения публики. Их авторы подчас преследовали свои политические цели. Его фигура и впрямь была «благородным светочем», указующим путь всем его потомкам – будущим властителям христианского мира. Ориентируясь на него, подражая его деяниям, следуя его замыслам, надлежало выстраивать государственную жизнь в любой стране, где еще помнят и чтут императора Карла.
Коронация Оттона Великого
Подражать ему подобало во всем. Когда в 936 году, через сто с лишним лет после его смерти, правитель саксов (народа, так долго сопротивлявшегося Карлу Великому) Оттон (912— 973; с 936 – король; с 962 – император) стал королем Германии под именем Оттона I (впоследствии его назовут «Оттоном Великим»), на коронации он велел умастить себя теми же благовониями, коими был помазан на царствование Карл Великий.
Начиная с малого, с подражания в мелочах, молодой король Оттон вступал на тот исторический путь, который должен был привести его (и привел!) в круг великих героев. И стоит ли пояснять, что местом его коронации выбран был Аахен, оплот и столица Карла Великого. Здесь ему «были вручены символы власти: меч, мантия, браслеты, скипетр и жезл власти», описывает эту церемонию французский историк Франсис Рапп. «Он был возведен на каменный трон, который по традиции считался троном великого императора» (Ф. Рапп, «Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V», 2000, рус. пер. 2008). Так 7 августа 936 года состоялась коронация, «равной которой по великолепию еще не видали в этих краях» (В. Д. Балакин, «Творцы Священной Римской империи», 2004).