От «золотой клетки» к art of living
Как изменились ценности покупателя элитной недвижимости за 30 лет
В 2023 году РБК исполнилось 30 лет, ровно столько и рынку элитной недвижимости Москвы. Этот сегмент особенно чувствителен к покупательскому спросу, поэтому по истории его развития можно проследить и эволюцию потребительских предпочтений состоятельных клиентов. Вместе с экспертами рассказываем, как изменился рынок высокобюджетного жилья за три десятилетия.
За развитием любых рынков стоят изменения. Меняются взгляды и предпочтения потребителей: то, что было важно вчера, теряет свою актуальность сегодня. Не исключение и рынок дорогостоящей недвижимости, где проекты — от первого «Дома на Вересаева» до сегодняшних Luzhniki Collection — являются отражением своего времени, следуя за ценностями аудитории.
1990-е: большие квартиры и роскошь для себя
Проекты первой волны элитного домостроения включали в себя достаточно обтекаемые представления об элитности, сформированные у покупателей в основном опытом заграничных поездок, в т.ч. проживанием в люксах дорогих отелей. Такие дома уже стремились внешне и внутренне выделяться на фоне типовой столичной застройки. Подсмотренная роскошь дополнялась потребностью в безопасности, продиктованной особенностями времени.
Отсюда и характерные черты первых элитных квартир: большой метраж от 250 кв. м, повышенное внимание роскошному обустройству внутри и территории за высоким забором снаружи.
Первопроходцем первой волны принято считать жилой дом на улице Вересаева, 6, построенный в 1994 году по авторскому проекту. В доме порядка ста крупногабаритных квартир, среди которых трехуровневый пентхаус площадью свыше 500 кв. м.
За этот период, по данным агентства элитной недвижимости Intermark, было построено около 30 элитных ЖК преимущественно в ЗАО и ЦАО, в том числе «Золотые ключи-1», «Палаццо на Цветном». Однако сейчас из-за растущих требований к элитной недвижимости эти проекты скорее можно отнести к бизнес-классу. «Большинство из них сегодня уже нельзя назвать элитными даже с натяжкой — ни по локации, ни по архитектуре, ни по качеству исполнения», — подтверждает управляющий партнер «Intermark Городская Недвижимость» Дмитрий Халин.
Докризисные нулевые: тренд на клубность
Запросы на приватность и безопасность актуальны всегда, но со временем ценности покупателя расширяются. Повышается роль статуса и социальной идентичности. Родоначальником следующего периода (до кризиса 2008 года) — десятилетия клубных домов — эксперты считают проект «Агаларов Хаус». Кульминацией же эпохи становится знаменитая «Золотая миля» — столичный квартал клубных домов между Остоженкой и Пречистенской набережной.
Клубные дома того периода располагаются в историческом центре: резидентам важны близость к культурной жизни столицы, лучшим ресторанам, клубам. Здания проектируются малоэтажные, зачастую до четырех этажей, с небольшим количеством квартир. Первый этаж — чаще всего нежилой, что задает тренд на появление первых общественных пространств, в основном зон времяпрепровождения гостиничного типа: больших лобби, бильярдных, гостиных, сигарных комнат. По оценкам экспертов, такая инфраструктура обычно составляла до 30% площади дома, квартиры тоже были просторные — от 200 до 500 кв. м.
Неотъемлемой частью клубных проектов становятся архитектурная концепция, современные строительные технологии, инженерные системы и материалы, отмечает Халин. Так, в одном из знаковых проектов «Золотой мили» — ЖК «Молочный дом» — проектируются эксклюзивные лоты с террасами, двухуровневое жилье, в отделке используются редкие материалы.
2010-е: комплексные проекты
В посткризисный период запрос на высокобюджетное жилье снова переживает трансформацию. В приоритетах покупателя теперь комфорт для семьи. Отсюда запрос на функциональные планировочные решения с комфортными площадями квартир 100+ кв. м, дополнительные места хранения в виде кладовых и гардеробных, внешнее благоустройство и собственную инфраструктуру комплекса. «Клиент уже не готов переплачивать за большие холлы и коридоры, как 10–15 лет назад, сейчас ценится эргономичность», — поясняет партнер консалтинговой компании NF Group Ольга Широкова.
Флагманским проектом этого периода эксперт считает ЖК «Садовые кварталы», реализация которого началась в 2008 году в Хамовниках. В элитном комплексе отныне допускается многоквартирность, а к наличию архитектурной концепции добавляется поочередная стратегия развития проекта. По мнению экспертов, проект на несколько лет вперед задал тренд на комплексность и понятие среды, противопоставив «район для жизни» Хамовники «пустой» Остоженке.
Настоящее и будущее: кластеры для жизни
За 30 лет рынок высокобюджетной недвижимости прошел серьезную трансформацию. «Сегодня качественный уровень элитного жилья Москвы приблизился к уровню ведущих мировых столиц, а где-то даже превысил его», — подтверждает развитость сегмента Дмитрий Халин. По оценкам экспертов, покупателями становятся востребованы многофункциональные проекты в концепции art of living («искусство жизни»), в которых элитный жилой комплекс не только сохраняет опыт своих предшественников — эксклюзивную локацию, приватность территории, но и дополняет его высоким уровнем внутреннего сервиса и разнообразием технологичных решений.
Представителем такого подхода можно считать проект Luzhniki Collection на Лужнецкой набережной. Отличительными особенностями комплекса стали квартиры с панорамными видами и разнообразием продуманных планировок, встроенные умные технологии, приватная территория с частным парком, люксовый уровень сервиса под стать лучшим отелям мира. Проектные решения комплекса дополняются спортивно-культурной инфраструктурой «Лужников», современным бизнес-кластером, благоустроенной набережной с торговыми галереями.
Востребованность формата подтверждают и продажи, делая проект лидером спроса на рынке премиального сегмента Москвы в 2023 году (по данным аналитического сервиса bnMAP.pro).
На протяжении своей 30-летней истории рынок элитного жилья эволюционировал вслед за расширением ценностных представлений покупателя. От больших и зачастую бесполезных метражей произошел переход к просторным, но эргономичным планировочным решениям. На смену ценности безопасности как защитного пространства квартиры пришло понятие безопасной благоустроенной среды вокруг. Элитное жилье перестало быть только статусным и статичным — в ответ на растущую привередливость покупателя оно превратилось в саморазвивающуюся многоформатную среду.
Фото: Intermark Городская Недвижимость, пресс-служба Luzhniki Collection