О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБКHi-Tech

Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ, изменении зрительских предпочтений, а также о том, как в телевидении используются ИИ и нейросети, рассказывает директор «ЧЕ!» Елена Карпенко

Беседовал Георгий Сыпченко

Елена Карпенко, директор телеканала «ЧЕ!» с 2018 года. Ранее работала в «СТС Медиа». Карьеру на телевидении начинала в ВГТРК

Нелинейное ТВ, мистический контент и турецкие сериалы

РБК: Какие ключевые изменения сейчас происходят в российском телевидении?

Е. К.: Растет конкуренция с нелинейным телевидением, которое дает возможность смотреть контент с разных носителей, в записи, со стриминговых платформ и т.д. Однако просмотр ТВ лидирует в суточном объеме просмотра видео, занимая долю более 80%, что не сравнимо ни с онлайн-платформами, ни с видеосервисами. При этом телеканалы диверсифицируют способы доставки контента зрителю, выходят в соцсети и на онлайн-платформы.

Кроме того, в последнее время отрасль стала активнее создавать свою продукцию, делая упор на кино и сериалы. А «ЧЕ!» еще до пандемии сделал ставку на собственное производство. И сегодня сетка канала на 80% состоит из своих программ.

РБК: Какому контенту в 2023 году отдавал предпочтение зритель?

Е. К.: До 2022 года интерес аудитории к развлекательному контенту на ТВ оставался стабильным. После изменения геополитической ситуации произошли некоторые трансформации:

  • резко, в два раза, вырос спрос аудитории на информационно-аналитический контент;
  • в 2022-м наблюдалось снижение спроса на развлекательные ТВ-программы. Во второй половине 2023 года интерес к ним возвращается;
  • российское кино набирает популярность. Так, «Чебурашка» и «По щучьему велению» добились масштабных успехов в кинопрокате;
  • аудитория ностальгирует, и крупные телеканалы возвращаются к своим успешным сериальным хитам. Например, коллеги из СТС сняли продолжение «Папиных дочек»;
  • увеличился спрос на мистический контент. Проекты с мистической направленностью стали выходить не только на каналах с соответствующим позиционированием, а почти на всех площадках. Я говорю о сериалах «13-я клиническая», «Территория», «Вампиры средней полосы», «Библиотекарь», о программах «Экстрасенсы. Битва сильнейших» на ТНТ и «Голоса ушедших душ» на «Домашнем». Мы также реагируем на этот тренд, но встраиваем его в ДНК канала «ЧЕ!». Так, нашим новым проектом стала «Антимагия», реалити — разоблачение в сфере магических услуг;
  • телеканалы также экспериментируют с турецкими и азиатскими сериалами. Но пока такой контент не приживается ни у кого, кроме канала «Домашний», где он традиционно транслировался.

РБК: Вы не переориентировались на Азию после 2022 года?

Е. К.: После ухода мейджоров существенных изменений в контентной политике у нас не было. Мы продолжаем разрабатывать собственные форматы и развивать свою вселенную телегероев. У нас уже сформировалась линейка экшен-реалити — проекты «Решала», «Охотники», «Опасные связи», «Заступницы». В 2023 году прибавилась «Антимагия», в 2024-м запустим проекты «Притворщики» и «Найди по ID». Для небольшого канала с ограниченными ресурсами такой объем оригинального контента — большое достижение. Мы закупаем контент лишь точечно для праздничных и выходных дней.

ИИ для ТВ и нейросети-сценаристы

РБК: Насколько технологично российское телевидение? Можно ли его сравнивать с такими продвинутыми отраслями, как банкинг или e-commerce?

Е. К.: Это совершенно разные отрасли. Банкинг и e-commerce ориентированы на оказание услуг и, соответственно, поддержание инфраструктуры: логистики, хранения и защиты персональных данных, онлайн-платежей и т.д. Наша производственная цепочка состоит из создания контента, разных способов его доставки до зрителя и рейтингов, то есть системы измерений и оценок со стороны зрителя. По производственной части телевидение исторически— самая технологически развитая отрасль с сильной школой инженеров, графических дизайнеров, IT-специалистов. Российское телевидение сейчас—это лучшие решения для информационных и аналитических программ, развлекательных шоу. Посмотрите, как выглядит любая новостная программа, насколько технологичны студии, трансляции матчей или интеллектуальные шоу. Это инфографика, графика, моушен-дизайн, дополненная реальность.

РБК: Используют ли российские телекомпании новейшие технологии, такие как ИИ и нейросети?

Е. К.: Наш маркетинг пользуется ИИ для обработки больших объемов данных, сбора основной информации. Естественно, эти данные потом проверяют специалисты, без этого не обойтись.

Кроме того, мы используем ИИ для поиска и обработки визуальных базовых элементов эфирной графики. Например, часть графики в проекте «Антимагия» прорисовывалась с помощью нейросетей. А при взаимодействии с потенциальными мошенниками из этических соображений мы используем фотографии «людей», которые сгенерировала нейросеть. Сгенерированные портреты также полезны для кастинга: режиссеры могут задать нужные параметры внешнего вида их героев, что упрощает работу кастинг-директорам.

Еще один пример — наши коллеги из СТС сделали сериал «Сидоровы». Сценарий к нему полностью написала нейросеть.

РБК: Существуют ли ИИ-решения, заточенные под доставку или под просмотр контента?

Е. К.: Сейчас некоторые онлайн-кинотеатры активно занимаются внедрением функции поиска контента на основе ИИ. Алгоритмы помогают пользователю сформировать персонализированную подборку контента согласно его вкусам и предпочтениям. Человек по сути своей ленив, и в определенный момент у каждого заканчивается лимит принятия решений. В этот момент хочется, чтобы кто-то сделал выбор за тебя. Так что все вновь возвращаются к принципу эфирного телевидения и построения программной сетки. Даже в сервисах, где одним из главных конкурентных преимуществ был самостоятельный выбор контента, сейчас тестируются сетки вещания, которые составлены с помощью ИИ. Но по сути своей они являются традиционной телевизионной программной сеткой.

Основа медиапространства и технологии будущего

РБК: Какое будущее ждет телевидение?

Е. К.: Телевидение придумали 100 лет назад, за это время сильно изменились способы доставки контента зрителю. Но самым главным по-прежнему остается контент. Это основа всего медиапространства. Если контент качественный и интересный, его будут смотреть на любых устройствах.

Я думаю, что и в дальнейшем будет развиваться тренд на экосистемы, на синтез телекома, IT-компаний, телеканалов и творческих команд. Творчество и технологии продолжат сближение. Например, на зарубежных рынках IT-компании покупают студии и телеканалы, встраивают их в свои экосистемы.

РБК: Какие технологии будут определять облик телевизионной отрасли через 5–10 лет?

Е. К.: Их несколько. Например, гибридное телевидение, то есть смешение традиционных и диджитал-форматов. Хороший пример здесь — шоу «+100500» с интернет-звездой Максимом Голополосовым. Проект, созданный для YouTube, удалось интегрировать в традиционный формат телевидения. А в новом сезоне у нас будет премьера от создателей «+100500», где ведущей будет девушка.

Кроме того, увеличится скорость интернета и мощность сигнала. Все это улучшит качество картинки и скорость загрузки видео.

Из-за изменений в структуре потребления контента появилась необходимость в общепринятой системе измерений, которая учитывала бы потребление контента на всех площадках. Думаю, эти технологии появятся в ближайшем будущем и станут общей «валютой» на рынке.

Распространятся портативные технологии. Например, переносные проекторы, которые позволят смотреть кино или спортивные трансляции на природе, в путешествии в формате HD или 4K.

Фото: пресс-служба телеканала «ЧЕ!»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Плоды революции Плоды революции

В каком направлении идет развитие «тихой» яхтенной революции?

Y Magazine
Монстры, гедонисты и бесконечно красивые моллюски: готико-романтический взгляд британских исследователей Монстры, гедонисты и бесконечно красивые моллюски: готико-романтический взгляд британских исследователей

Идейный фон и повседневность ученых прошлого

Знание – сила
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

С каждым годом майнинг биткоинов требует больше ресурсов, но не останавливается

ТехИнсайдер
Бизнес по-русски Бизнес по-русски

Arrizo 8 как симптом и символ

Автопилот
Вокруг света по «голубой воде» Вокруг света по «голубой воде»

Hallberg-Rassy — одна из лучших в мире верфей для парусных яхт открытого моря

Y Magazine
Удар шведкой Удар шведкой

Ищем Скандинавию в китайском кроссовере Geely Monjaro

Автопилот
Всего две точки над «е»: приключения одной буквы Всего две точки над «е»: приключения одной буквы

Как и откуда взялась буква Ё?

Знание – сила
Дело молодое Дело молодое

Автопром ищет точки соприкосновения, чтобы не проиграть борьбу за юные сердца

Автопилот
Размер имеет значение Размер имеет значение

Алексей Екимов, Луис Брюс и Мунги Бавенди обеспечили людей смартфонами

Наука
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Падение Титуса Оутса, выдумавшего католический заговор

Знание – сила
Немного о жизни звезд Немного о жизни звезд

Как ведется классификация звезд

Наука и техника
Светоносцы Светоносцы

Сегодня на планете живут тысячи видов животных, способных излучать видимый свет

Вокруг света
Полностью многоразовая ракетаноситель от фирмы Stoke Space Полностью многоразовая ракетаноситель от фирмы Stoke Space

Как Stoke Space решает проблему повторного использования вторых ступеней ракет

Наука и техника
Переменное напряжение Переменное напряжение

ВЧ-мобиль – неосуществленный проект сороковых годов

Автопилот
Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техника
Африка и мир: музыка нас связала Африка и мир: музыка нас связала

Банджо, маримба, сенсерро и другие инструменты, без которых невозможно обойтись

Наука
Раз прошла такая пьянка Раз прошла такая пьянка

Выпивка на фоне автомобиля как жанр советской фотографии

Автопилот
Выжившие в мерзлоте Выжившие в мерзлоте

Круглые черви провели в криоанабиозе 46 тыс. лет — и снова начали размножаться

Наука
Лунный путь Китая: большая гонка-2 Лунный путь Китая: большая гонка-2

Американцы получили неукротимого и финансово мощного научного противника

Наука
Гонимая и ненагражденная Гонимая и ненагражденная

Почему Лиза Мейтнер так и не получила Нобелевскую премию

Знание – сила
Эволюция биосферы: архейская нищета и панспермия Эволюция биосферы: архейская нищета и панспермия

Зачем изучать эволюцию биосферы?

Наука и техника
Семь подземных королей Семь подземных королей

Удивительные машины, которые можно встретить только под землей

ТехИнсайдер
Людовик, или История распада Людовик, или История распада

Быть сыном и наследником одного из творцов мировой истории нелегко

Знание – сила
Светлая мысль Светлая мысль

Как появилась и эволюционировала электрическая лампочка

Вокруг света
Отдать нельзя выбросить Отдать нельзя выбросить

Какими темпами в России развивается фудшеринг

Агроинвестор
Аттосекундное дело Аттосекундное дело

Пьер Агостини, Ференц Краус и Ан Люйе придумали, как разглядеть электрон

Наука
Про напиток из цикория Про напиток из цикория

Есть время и место для кофе и есть время и место для цикория

Наука и жизнь
«О поверхностях мы не знаем ничего» «О поверхностях мы не знаем ничего»

Пластиковые отходы действительно можно превратить в доходы

Наука
Качество жизни Качество жизни

В чем секрет успеха новой модели Arcadia A96?

Y Magazine
Открыть в приложении