Бизнес с восточным акцентом
Разрыв отношений с Западом заставил российских бизнесменов искать новых партнеров в Китае и Индии. Новые возможности между тем требуют учитывать особенности ведения бизнеса с новыми партнерами.
Поворот на Восток российских компаний с точки зрения макроэкономической статистики выглядит довольно удачно, торговые отношения с главными партнерами — Китаем и Индией — динамично развиваются. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между странами в 2022 году увеличился на 29,3% и достиг рекордных $190,3 млрд. Товарооборот между Россией и Индией, по информации Федеральной таможенной службы РФ, за 2022 год вырос в 2,5 раза и превысил $35 млрд.
И тенденция продолжается. Согласно статистике, товарооборот между РФ и КНР за первое полугодие 2023 года относительно первого полугодия 2022-го вырос на 40% и составил $114,54 млрд, между Россией и Индией — в 2,9 раза, до $33,5 млрд.
Однако работа с новыми партнерами из этих стран потребовала от российских предпринимателей подстраивать свои подходы к ведению бизнеса под местные особенности.
«Чтобы выйти на конечный потребительский рынок Китая со своей продукцией, нужно быть готовым к большим инвестициям в ее продвижение, к ее адаптации под вкусы китайских потребителей, а также к тому, что придется получать очень большой пакет разрешительной документации», — говорит член генерального совета, бизнес-посол «Деловой России» в КНР Александр Сучков.
«При экспорте в Китай продукции глубокой переработки — напитков, продуктов для ЗОЖ, снеков или полуфабрикатов — предприниматели могут столкнуться с неожиданными нюансами, — предупреждает вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Алексей Солодов. — Например, нужно учитывать, что китайцы привыкли к более яркой упаковке, чем в России».
В качестве примера эксперт приводит успешный кейс компании из Курганской области, которая этой зимой начала продавать свою продукцию в сети супермаркетов «Мэй и Цзя» в провинции Хунань. «Их фруктовые напитки раскупили очень быстро, потому что, во-первых, они продавались в ярко-красной упаковке, во-вторых, продажи стартовали незадолго до китайского Нового года. А к торжеству китайские потребители стараются покупать товары именно этого цвета — он символизирует радость, благополучие и счастье»,—объясняет представитель РЭЦа.
«В КНР важную роль играет менталитет — вне зависимости от того, идет речь о потребителях, партнерах или взаимодействии с госорганами», — говорит Алексей Солодов. В Китае на переговоры всегда приходит большое количество партнеров, все внимательно слушают. Но при этом говорит только один человек — самый старший по должности. «Очень важны иерархия и местоимение «мы». Китайцы всегда стараются оправдать свою деятельность высокими целями, а не просто желанием заработать деньги. Ведите себя соответствующим образом», — советует эксперт.
Главная проблема, с которой сталкиваются практически все российские предприниматели, начинающие сотрудничать с индийскими партнерами, заключается в том, что они применяют шаблоны, которые работают с российскими или западными контрагентами. По словам президента Индийского делового совета Акашдипа Сингха, бизнес в Индии устроен совсем иначе. «Это не Западная Европа или Америка, где все четко налажено и на первом месте соотношение цена/качество, — поясняет эксперт. — Индия — это 25 с лишним стран в одной. Некоторые законы работают на федеральном уровне, некоторые — на уровне штатов, это также нужно знать и учитывать».
С ним соглашается почетный представитель Торгово-промышленной палаты России в Индии Игорь Писецкий: «Россияне часто входят на рынок, не пытаясь понять местные условия. Индия — огромная страна с разнообразными культурами, есть различия при работе в разных штатах. Способ понять Индию — рассматривать ее, как раньше рассматривали Европу — как регион с множеством различных культур. Будьте сфокусированы, используйте местных партнеров, возможно, стоит обратиться к консультантам, и будьте готовы адаптироваться к местным требованиям и потребностям».
Вице-президент, руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян предупреждает, что индийский рынок невероятно высококонкурентен, в стране порядка 65 млн зарегистрированных малых и средних предприятий. Для старта работы в Индии, считает она, в первую очередь нужно озаботиться тем, чтобы найти подходящего надежного партнера. Если речь об инвестиционном проекте, то важно заручиться поддержкой администрации на уровне штата, поскольку они во многом определяют правила игры. В идеале оформить отношения через трехсторонний договор с региональной властью и местными партнерами, в котором четко прописать условия реализации проекта и права и обязанности сторон. Наконец, отмечает эксперт, в Индии очень любят «играть в бюрократию», поэтому иногда приходится месяцами ждать одобрения запуска проекта.
«Нужно иметь в виду, что дилемма соотношения цены и качества в Индии решается в пользу дешевого ручного труда», — отмечает советник по развитию деятельности фонда «Сколково» в Индии Михаил Гусев.
Кроме того, в Индии действует программа Make in India, призванная сделать страну самодостаточной. Индийцы готовы импортировать только то, что не в состоянии произвести сами, список госограничений на импорт регулярно пополняется.
Михаил Гусев в качестве примера работы программы Make in India приводит историю резидента «Сколково» — производителя дронов. Правительство Индии с февраля 2022 года запретило импорт беспилотных летательных аппаратов для поддержки местного производства, но ситуацию удалось разрешить, организовав сборку дронов в Индии. «В некоторых случаях стоит рассмотреть возможность локализации производства для снижения издержек», — советует он.
«Компаниям, ведущим ВЭД, необходима диагностика рисков»
Марина Голубенцева, партнер консалтинговой компании Bellerage
Компаниям все сложнее вести свой бизнес на международных рынках. Все чаще приходится решать нестандартные вопросы, лавировать между санкционными пакетами, тратить много сил на операции, которые до февраля 2022 года казались тривиальными. Например, осуществление платежа в одну из стран Евросоюза.
В дополнение к внешним факторам появились внутренние. Недавно на рассмотрение был направлен масштабный законопроект, который может серьезно изменить и ужесточить подход ФНС к анализу цен в так называемых контролируемых сделках, совершаемых между взаимозависимыми лицами или с компаниями из офшорных юрисдикций.
Предлагаемые нововведения уже сравнивают с введением института трансферного ценообразования в налоговом законодательстве России в 2012 году.
Среди изменений, с которыми компании могут столкнуться уже в 2024 году, отмечу несколько существенных.
Во-первых, это снижение критериев взаимозависимости. Вместе с обновлением списка офшорных юрисдикций оно серьезно увеличит количество российских юридических лиц, которым придется осуществлять декларирование контролируемых сделок.
Во-вторых, может быть введен механизм «вторичной корректировки», который даст возможность обложить налогами все, что было выведено из РФ за счет установления нерыночных цен.
В-третьих, ожидаем ужесточения подхода к расчету интервала рыночных цен для последующей корректировки.
Наконец, возможно расширение требований к содержанию документации ТЦО (трансфертное ценообразование), в том числе в части раскрытия информации об иностранных контрагентах.
Законопроект предполагает существенное увеличение штрафа за несоблюдение правил ТЦО. Сегодня за неподачу уведомления о контролируемых сделках необходимо заплатить 5 тыс. руб., в будущем эта цифра может вырасти в 20 раз, а по отдельным видам отчетности составить 1 млн руб.
Мы прогнозируем пристальное внимание налоговых органов к подобным операциям и совершенствование методов контроля. И уже сейчас рекомендуем компаниям, чьи сделки могут попасть в категорию контролируемых, провести диагностику рисков и проанализировать необходимость корректировки цен.
Фото: Getty Images Russia, пресс-служба