От империй Луны к серым пришельцам: развитие представлений о внеземной жизни
В высшей степени банальным представляется замечание, что звезды всегда притягивали внимание людей. Ибо всякий, бросивший взгляд на ночное небо, может и сам убедиться: большую часть времени, кроме звезд, там смотреть совершенно не на что. Выбор, таким образом, был невелик с самого начала. Ночью люди смотрели на звезды, и – этим человек и отличается от животных – старались придумать видимому какое-то объяснение.
Так появились первобытные, а затем древние космологии – первые представления об устройстве Вселенной. Чрезвычайно разнообразные, иногда потрясающие глубиной и поэтичностью, и всегда абсурдные с высоты современного знания… Но и знания тоже накапливались. Параллельно с сочинением мифов люди пытались выявить в расположении и движении светил какую-то разумную систему. Первобытный охотник чувствовал, что мерцанием звезд мироздание говорит с ним. И пытался взломать шифр.
Противоположность земного и небесного
Организованный характер данные попытки приобрели сразу после перехода к оседлости. Так, согласно одной из гипотез, Стоунхендж мог выполнять функции обсерватории. По крайней мере, наряду с прочими ритуальными функциями. Что, разумеется, отнюдь не подразумевает наличия в нем телескопов. Даже тысячелетия спустя, в средние века, наблюдение небесных тел велось почти без использования инструментов. При этом положение Луны и Солнца отмечалось по отбрасываемой тени, положение же звезд – относительно неподвижных ориентиров. То есть звездочета должны были окружать некие возвышения. И трилиты вполне могли работать в этом качестве.