Стальной путь
Р
оссийские железные дороги связывают пункты А и Б, О и П, так же связывает жителей городов и деревень кино. Одни и те же фильмы смотрят в разных уголках страны, смотрят и обсуждают…
Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов. В некоторых из них дело происходит на железной дороге: в купе или плацкарте, в депо или в кабине машиниста, на вокзале или на станции. Вряд ли сейчас найдется человек (более или менее взрослый), который хоть раз не посмотрел «Вокзал для двоих» (1983), фильм Эльдара Рязанова, где сыграли несравненные Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Встречу официантки Веры и пианиста Платона снимали в Москве на Рижском вокзале. Наверное, не менее известен и фильм Алексея Балабанова «Брат» (1997). Данила Багров прибывает на Витебский вокзал Санкт-Петербурга.
Первая железная дорога, связывающая Санкт-Петербург с Царским Селом («царская ветка»), появилась в 1837 году, сейчас она входит в состав Витебского направления Октябрьской железной дороги. Кинематограф же, как известно, появился в 1896 году, и началось все с шестидесятисекундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. В 1903 году на студии Т. Эдисона режиссер Э. Портер снял двенадцатиминутный фильм «Большое ограбление поезда», эта картина проложила дорогу фильмам, где используются все выигрышные коллизии, которые дает железная дорога. Вестерну пригодились драки на крыше и погоня на лошадях за паровозом, психологической драме и триллеру – замкнутое пространство купе, мелодраме – неожиданные встречи в пути… И с точки зрения «картинки» – эстетической составляющей – здесь было чему поучиться: сходящиеся и расходящиеся рельсы, зыбкий свет фонарей обходчиков. Так зародились линии документального и игрового кино.