Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь»
Говоря о своей повести «Степь», А. П. Чехов как бы между прочим роняет: «Революции в России никогда не будет…». Теперь нам известно, как ошибся добросердечный Антон Павлович, так веривший в прогресс и в лучшее будущее России, о котором то и дело тоскуют его персонажи. Куприн писал о духовном мире Чехова: «…мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей». Ему и в кошмарном сне не могло присниться то, что произошло с Россией в ближайшие годы после его кончины.
В творчестве Чехова «Степь» занимает особое место. С нее началось безусловное понимание современниками Чехова как писателя значительного, необыкновенного. «Степь» – это повесть-путешествие, путешествие мальчика Егорушки на бричке и подводах, повесть о жизни, воспринимаемой детским сознанием во всей непосредственности красоты и боли, о загадке существования человека, природы вообще и о русской жизни в частности. В ней, как на срезе русской жизни того времени, мы встречаем представителей различных классов и сословий в движении их судеб: простые мужики-работники, мелкое священство и купечество (Кузьмичов Иван Иванович и отец Христофор), крупный цепкий землевладелец-капиталист Варламов, беззаботная очаровательная графиня Драницкая, еврейское семейство держателя постоялого двора Мойсея Мойсеича с его братом Соломоном.
Говоря о повести, невозможно не упомянуть тему, проходящую лейтмотивом через все творчество Антона Павловича – тему скуки.