Большой корабль без большого плавания
Нет повести печальнее на свете...
Уильям Шекспир
Для чего он был нужен
Где-то на стыке 70-х и 80-х годов прошлого века напряженность в советско-американских отношениях приближалась к своему апогею. США угрожали Союзу вполне реальным новым поколением стратегических ядерных ракет и одновременно мифической системой ПРО космического базирования. СССР был вынужден, хоть и из последних сил, принять вызов. Естественно, прежде всего были задействованы все виды разведки. Одним из особо интересующих советских стратегов объектов стал атолл Кваджалейн – расположенные в глухом углу Тихого океана почти в 4 тыс. км к югу от Гавайев сотни коралловых островов. Здесь, вдали от чужих глаз, американцы создали научно-исследовательский ракетный центр и полигон, сразу же ставшие объектами, вожделенными для советской разведки.
«Урал» для «Коралла» или «Коралл» для «Урала»
Чтобы иметь свои глаза и уши поближе к интересующему объекту, с учетом того, что ни одной советской базы поблизости не было, советское руководство задумало снарядить в океан корабль, который стал бы плавучей платформой для многофункциональной радиоэлектронной разведки.
Имевшиеся у Министерства обороны корабли измерительного комплекса (КИК), такие как «Академик Сергей Королев», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров»), не имели активных радиолокаторов, поскольку предназначались для работы по ответчикам отечественных космических объектов.