Искусство оживлять: эволюция палеоарта. Часть 1
Разве Кювье не величайший поэт нашего века? Лорд Байрон словами воспроизвел волнения души, но бессмертный наш естествоиспытатель воссоздал миры при помощи выбеленных временем костей. Оноре де Бальзак
На стыке науки и искусства находится один достаточно молодой жанр – палеоарт, или палеоискусство. Так называют изображение вымерших живых организмов – флоры и фауны, а также их окружения. Палеоарт обособился в начале XIX века, когда интерес к окаменелостям перерос в отдельную молодую дисциплину – палеонтологию. Первой работой в этом жанре является картина Генри де ла Беша «Duria Antiquior, более древний Дорсет», созданная на основе находок «принцессы ихтиозавров» Мэри Эннинг.
Суть палеоарта заключается в изображении вымерших животных, растений, окружающей их среды или их остатков в различных графических, скульптурных, литературных или кинематографических стилях. Сюда входит огромный перечень работ: от картин Константина Флёрова и скульптур Кристалл Палас парка до документальных фильмов BBC и романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода».
Основная цель палеоарта – оживить миры прошлого, показать, какой была жизнь до нас с вами. Соответственно, палеохудожники зачастую стараются опираться на научные данные, приближая свои реконструкции к наиболее актуальным на данный момент данным. Однако палеонтология, как и любая другая наука, развивается, из-за чего изменяются представления о том или ином организме. Вслед за ними меняются и представления о реконструкции у палеохудожников, глядя на работы которых, мы можем быстро, а главное, наглядно ознакомиться с развитием науки.