Кибератаки на российские предприятия становятся все более профессиональными

РБКReportaj

Алексей Мартынцев: «Кибербезопасность — это процесс, а не результат»

Кибератаки на российские предприятия становятся все более профессиональными, говорит директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Алексей Мартынцев. В интервью РБК он рассказал, как меняется поведение злоумышленников, что могут противопоставить им компании и реально ли обеспечить стопроцентную защиту

Беседовала Юлия Живикина

Алексей Мартынцев, директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля»

Три вектора атак и остановка предприятий

РБК: Сейчас много говорят о росте количества кибератак. Вы ощущаете это в своей работе?

А. М.: Конечно. За последние полтора года было несколько волн. Сначала атаки были массовыми, но, по-видимому, их реализовали злоумышленники с низкими компетенциями, возможно, начинающие хакеры.

Со временем эти атаки стали целенаправленными. И если не профессиональными, то близкими к этому уровню.

РБК: Что еще изменилось в поведении злоумышленников?

А. М.: Есть рост по нескольким векторам. Первый—эксплуатация уязвимостей западных технологий. У компаний нет возможности получать актуальные обновления западного программного обеспечения. Количество уязвимостей накапливается, и хакеры начинают этим пользоваться.

Второй—фишинговые атаки. Их количество за последние два года, наверное, превосходит показатели за предыдущие восемь лет.

Было несколько таргетированных атак на нашу инфраструктуру. Мы их выявили и остановили.

Третий—атаки через третьи лица. Многие крупные компании внимательно относятся к защите своих информационных активов. Поэтому злоумышленники пытаются получить доступ в их инфраструктуру через контрагентов.

Это десятки, если не сотни компаний. В своей системе кибербезопасности мы учитываем и этот риск, принимая соответствующие меры.

РБК: Какими могут быть последствия атаки на промпредприятия?

А. М.: Остановка производства, нарушение технологических процессов и даже разрушение предприятия или отдельных его сегментов. Как следствие— угроза для жизни и здоровья людей, дестабилизация города или района.

РБК: Такие атаки уже происходили?

А. М.: За рубежом были примеры успешных атак, в том числе на объекты ядерной инфраструктуры (в 2010 году в Иране компьютерный взлом вирусом Stuxnet остановил центрифуги по обогащению урана, а в 2003 году в США вирусный червь Slammer вывел из строя главный компьютер атомной электростанции в Огайо.—РБК).

Я не знаю подобных примеров в России за последнее время. В 2017– 2018 годах были атаки, которые привели к остановке предприятий, в том числе металлургических. Но никаких заметных последствий, помимо репутационного ущерба и простоев предприятий, не было.

Замкнутый цикл и минимизация ущерба

РБК: Из каких элементов должна состоять эффективная система защиты промышленного предприятия?

А. М.: У нас замкнутый цикл информационной безопасности (ИБ), который позволяет планировать, внедрять, проверять и улучшать систему защиты. Есть направление, которое обеспечивает методологическую и стратегическую обвязку ИБ, проектный офис, направление архитектуры и контроля, эксплуатации, а также направление, отвечающее за безопасность технологических процессов и производственных систем.

Результаты контроля попадают в службу развития информбезопасности. Она отслеживает не только российское законодательство и лучшие практики, но и международный опыт. Плюс в том, что функции команд максимально разные. И именно комплексный подход позволяет нам успешно защищаться.

РБК: Вы допускаете вероятность, что злоумышленники все же проникнут в вашу инфраструктуру?

А. М.: Кибербезопасность—это не только превентивные меры и защита от атак. Мы допускаем сценарий, что рано или поздно нас взломают и тогда нужно будет минимизировать ущерб.

У нас разработан алгоритм обнаружения и планы по реагированию на кибератаки. Чтобы эти планы работали, мы постоянно проводим тренировки. То есть сами себя взламываем при помощи команды «белых хакеров», которая работает в нашей компании.

Последние пять лет команда занимает первые и вторые места на международных соревнованиях по этичному хакингу. То есть эти ребята точно не хуже обычных хакеров представляют, как атаковать и какие инструменты использовать. И они помогают нам вырабатывать меры безопасности.

РБК: На какие IT-решения опирается кибербезопасность после ухода западных вендоров?

А. М.: До 2022 года мы стремились выбирать лучшие решения из присутствовавших на рынке. И уже тогда примерно 50% из них были российскими, но использовались и западные технологии. Часть вендоров ушли из РФ, часть продолжают работать, но мы видим риск их ухода. Поэтому планируем полностью импортозаместиться и перейти на российское ПО.

РБК: Но ведь одномоментно это сделать нельзя.

А. М.: Процесс начался полтора года назад, сейчас уже осталось заместить небольшое количество средств. Мы пошли по пути заключения стратегических соглашений с крупными игроками на рынке информационной безопасности (в сентябре 2023 года «Норникель» договорился о сотрудничестве с «Лабораторией Касперского».—РБК). Вместе с ними будем создавать решения в тех сегментах, которые нам необходимы, но пока не представлены на российском рынке.

Игровой формат и привычка к кибергигиене

РБК: Уровень защищенности компании сильно зависит от осведомленности сотрудников в области кибербезопасности. Какие есть эффективные способы ее повысить?

А. М.: До сих пор мы использовали классические подходы—информационные рассылки, обучение, фишинговые тестирования. Эффект есть, сотрудники уже не попадаются на простые уловки злоумышленников.

Традиционно информбезопасность воспринимается как источник ограничений и запретов. Наша задача сейчас—изменить представление о нашей функции. В первую очередь, мы помощник бизнеса.

РБК: Как этого можно добиться?

А. М.: От длинных методических документов и тяжелых курсов мы переходим к легкой подаче информации, встроенной в разные процессы. Это могут быть велкам-завтраки для новых сотрудников, стратегические сессии для отдельных блоков компании, руководства. Или полезные лайфхаки от ИБ в нашем внутреннем корпоративном канале.

Мы используем развлекательный контент, конкурсы. Кстати, когда мы в 2021 году проводили турнир по кибербезопасности, победителем оказался не айтишник, а дежурный слесарь по ремонту оборудования завода «Норильскникельремонт». Человек просто был очень увлечен этой темой.

Планируем продолжать эту практику и развивать киберкультуру компании в доступных форматах. Чтобы кибергигиена стала для сотрудников хорошей привычкой, частью ежедневной рутины.

РБК: Как вы думаете, можно ли создать решение и выстроить систему безопасности так, чтобы на 100% обеспечить защиту промышленной компании?

А. М.: «Лаборатория Касперского» создала операционную систему, которая технически блокирует почти все векторы кибератак. Кроме одного—человека. Всегда найдется кто-то, кто окажется подвержен манипуляциям злоумышленников, например, социальной инженерии. Поэтому, на мой взгляд, на 100% защититься невозможно. Безопасность—это процесс, а не результат.

Фото: Алексей Золенко

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Кто и как поможет владельцам заводов и пароходов Кто и как поможет владельцам заводов и пароходов

Российские промышленники все чаще идут за поддержкой к властям

РБК
Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование» Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование»

Как BIM-проектирование помогает избежать ошибок в документации и сократить сроки

РБК
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Функциональная красота Функциональная красота

Квартира, в которой внутренний интерьер и вид из окон дополняют друг друга

Идеи Вашего Дома
Яркая история Яркая история

Интерьер с элементами ретро, который подарил предметам из 1960-х вторую жизнь

Идеи Вашего Дома
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
Дороги в России. Век восемнадцатый Дороги в России. Век восемнадцатый

Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – сила
Выйти из «зловещей долины» Выйти из «зловещей долины»

Что такое ИИ-тревожность и как с ней справляться

РБК
Точка и шар. Что может быть общего между ними? Точка и шар. Что может быть общего между ними?

Что, если взглянуть на квантовые точки с новой точки зрения?

Наука и жизнь
Кредиты становятся роскошью Кредиты становятся роскошью

Где агросектору брать деньги на ведение и развитие бизнеса

Агроинвестор
Кокошник дамы червей Кокошник дамы червей

Как образ Великой княгини Ксении Александровны стал прототипом игральной карты

Seasons of life
Будьте как дети Будьте как дети

Как проживать праздники по-настоящему и зачем каждому нужен маленький карнавал

Seasons of life
Ора экзакта Ора экзакта

Электричество бьется в наши сердца и в новом китайском электромобиле

Автопилот
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Экономика в двух измерениях Экономика в двух измерениях

После открытия графена обнаружены более десяти веществ со схожей структурой

Наука
Дом Cердца Дом Cердца

Как старое здание в колониальном стиле превратить в пространство для творчества

Seasons of life
От империй Луны к серым пришельцам: развитие представлений о внеземной жизни От империй Луны к серым пришельцам: развитие представлений о внеземной жизни

Ночью люди смотрели на звезды и старались придумать видимому какое-то объяснение

Наука и техника
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
Место силы Место силы

Однокомнатная квартира с вдохновляющим и наполняющим силами интерьером

Идеи Вашего Дома
Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу? Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу?

Долгие десятилетия память о Первой мировой войне была на задворках истории

Знание – сила
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
Все только по делу Все только по делу

Какой Chery выбрать для бизнеса

Автопилот
Герой нашего времени Герой нашего времени

M-Hero в сугробах Кольского полуострова

Автопилот
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
Ужасная красавица Ужасная красавица

Плотный облачный покров долго скрывал от людей настоящий характер этой планеты

ТехИнсайдер
Итоги-2023 Итоги-2023

Уходящий год был насыщен событиями, и вот некоторые из них

Агроинвестор
Городская легенда Городская легенда

Tank 300 City. Теперь и в ритме мегаполиса

Автопилот
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
«Математическое невежество снижает качество жизни россиян» «Математическое невежество снижает качество жизни россиян»

Какая наука сегодня в моде и почему в России так плохо знают математику

Наука
Змеи, лютичи и диадемы Змеи, лютичи и диадемы

Культуролог и фольклорист Александра Баркова про разные новогодние традиции

Seasons of life
Открыть в приложении