Кибератаки на российские предприятия становятся все более профессиональными

РБКReportaj

Алексей Мартынцев: «Кибербезопасность — это процесс, а не результат»

Кибератаки на российские предприятия становятся все более профессиональными, говорит директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Алексей Мартынцев. В интервью РБК он рассказал, как меняется поведение злоумышленников, что могут противопоставить им компании и реально ли обеспечить стопроцентную защиту

Беседовала Юлия Живикина

Алексей Мартынцев, директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля»

Три вектора атак и остановка предприятий

РБК: Сейчас много говорят о росте количества кибератак. Вы ощущаете это в своей работе?

А. М.: Конечно. За последние полтора года было несколько волн. Сначала атаки были массовыми, но, по-видимому, их реализовали злоумышленники с низкими компетенциями, возможно, начинающие хакеры.

Со временем эти атаки стали целенаправленными. И если не профессиональными, то близкими к этому уровню.

РБК: Что еще изменилось в поведении злоумышленников?

А. М.: Есть рост по нескольким векторам. Первый—эксплуатация уязвимостей западных технологий. У компаний нет возможности получать актуальные обновления западного программного обеспечения. Количество уязвимостей накапливается, и хакеры начинают этим пользоваться.

Второй—фишинговые атаки. Их количество за последние два года, наверное, превосходит показатели за предыдущие восемь лет.

Было несколько таргетированных атак на нашу инфраструктуру. Мы их выявили и остановили.

Третий—атаки через третьи лица. Многие крупные компании внимательно относятся к защите своих информационных активов. Поэтому злоумышленники пытаются получить доступ в их инфраструктуру через контрагентов.

Это десятки, если не сотни компаний. В своей системе кибербезопасности мы учитываем и этот риск, принимая соответствующие меры.

РБК: Какими могут быть последствия атаки на промпредприятия?

А. М.: Остановка производства, нарушение технологических процессов и даже разрушение предприятия или отдельных его сегментов. Как следствие— угроза для жизни и здоровья людей, дестабилизация города или района.

РБК: Такие атаки уже происходили?

А. М.: За рубежом были примеры успешных атак, в том числе на объекты ядерной инфраструктуры (в 2010 году в Иране компьютерный взлом вирусом Stuxnet остановил центрифуги по обогащению урана, а в 2003 году в США вирусный червь Slammer вывел из строя главный компьютер атомной электростанции в Огайо.—РБК).

Я не знаю подобных примеров в России за последнее время. В 2017– 2018 годах были атаки, которые привели к остановке предприятий, в том числе металлургических. Но никаких заметных последствий, помимо репутационного ущерба и простоев предприятий, не было.

Замкнутый цикл и минимизация ущерба

РБК: Из каких элементов должна состоять эффективная система защиты промышленного предприятия?

А. М.: У нас замкнутый цикл информационной безопасности (ИБ), который позволяет планировать, внедрять, проверять и улучшать систему защиты. Есть направление, которое обеспечивает методологическую и стратегическую обвязку ИБ, проектный офис, направление архитектуры и контроля, эксплуатации, а также направление, отвечающее за безопасность технологических процессов и производственных систем.

Результаты контроля попадают в службу развития информбезопасности. Она отслеживает не только российское законодательство и лучшие практики, но и международный опыт. Плюс в том, что функции команд максимально разные. И именно комплексный подход позволяет нам успешно защищаться.

РБК: Вы допускаете вероятность, что злоумышленники все же проникнут в вашу инфраструктуру?

А. М.: Кибербезопасность—это не только превентивные меры и защита от атак. Мы допускаем сценарий, что рано или поздно нас взломают и тогда нужно будет минимизировать ущерб.

У нас разработан алгоритм обнаружения и планы по реагированию на кибератаки. Чтобы эти планы работали, мы постоянно проводим тренировки. То есть сами себя взламываем при помощи команды «белых хакеров», которая работает в нашей компании.

Последние пять лет команда занимает первые и вторые места на международных соревнованиях по этичному хакингу. То есть эти ребята точно не хуже обычных хакеров представляют, как атаковать и какие инструменты использовать. И они помогают нам вырабатывать меры безопасности.

РБК: На какие IT-решения опирается кибербезопасность после ухода западных вендоров?

А. М.: До 2022 года мы стремились выбирать лучшие решения из присутствовавших на рынке. И уже тогда примерно 50% из них были российскими, но использовались и западные технологии. Часть вендоров ушли из РФ, часть продолжают работать, но мы видим риск их ухода. Поэтому планируем полностью импортозаместиться и перейти на российское ПО.

РБК: Но ведь одномоментно это сделать нельзя.

А. М.: Процесс начался полтора года назад, сейчас уже осталось заместить небольшое количество средств. Мы пошли по пути заключения стратегических соглашений с крупными игроками на рынке информационной безопасности (в сентябре 2023 года «Норникель» договорился о сотрудничестве с «Лабораторией Касперского».—РБК). Вместе с ними будем создавать решения в тех сегментах, которые нам необходимы, но пока не представлены на российском рынке.

Игровой формат и привычка к кибергигиене

РБК: Уровень защищенности компании сильно зависит от осведомленности сотрудников в области кибербезопасности. Какие есть эффективные способы ее повысить?

А. М.: До сих пор мы использовали классические подходы—информационные рассылки, обучение, фишинговые тестирования. Эффект есть, сотрудники уже не попадаются на простые уловки злоумышленников.

Традиционно информбезопасность воспринимается как источник ограничений и запретов. Наша задача сейчас—изменить представление о нашей функции. В первую очередь, мы помощник бизнеса.

РБК: Как этого можно добиться?

А. М.: От длинных методических документов и тяжелых курсов мы переходим к легкой подаче информации, встроенной в разные процессы. Это могут быть велкам-завтраки для новых сотрудников, стратегические сессии для отдельных блоков компании, руководства. Или полезные лайфхаки от ИБ в нашем внутреннем корпоративном канале.

Мы используем развлекательный контент, конкурсы. Кстати, когда мы в 2021 году проводили турнир по кибербезопасности, победителем оказался не айтишник, а дежурный слесарь по ремонту оборудования завода «Норильскникельремонт». Человек просто был очень увлечен этой темой.

Планируем продолжать эту практику и развивать киберкультуру компании в доступных форматах. Чтобы кибергигиена стала для сотрудников хорошей привычкой, частью ежедневной рутины.

РБК: Как вы думаете, можно ли создать решение и выстроить систему безопасности так, чтобы на 100% обеспечить защиту промышленной компании?

А. М.: «Лаборатория Касперского» создала операционную систему, которая технически блокирует почти все векторы кибератак. Кроме одного—человека. Всегда найдется кто-то, кто окажется подвержен манипуляциям злоумышленников, например, социальной инженерии. Поэтому, на мой взгляд, на 100% защититься невозможно. Безопасность—это процесс, а не результат.

Фото: Алексей Золенко

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Дороги в России. Век восемнадцатый Дороги в России. Век восемнадцатый

Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – сила
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций

Москва начала создавать комплексную систему поддержки инновационного бизнеса

РБК
Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент» Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБК
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
Академик Евгений Чойнзонов: «Путь к онкологу должен быть коротким» Академик Евгений Чойнзонов: «Путь к онкологу должен быть коротким»

Томская онкология известна далеко за пределами России

Наука
Биополимеры вошли в госзадание Биополимеры вошли в госзадание

Ученые не первый год работают над созданием биоразлагаемой пленки

Наука
Итоги-2023 Итоги-2023

Уходящий год был насыщен событиями, и вот некоторые из них

Агроинвестор
Большой ресурс для маленькой компании Большой ресурс для маленькой компании

Где предпринимателю взять деньги на развитие бизнеса?

РБК
Блокчейн: прозрачное будущее человечества Блокчейн: прозрачное будущее человечества

Что принципиально нового принесет блокчейн в нашу жизнь?

Знание – сила
Слегка несдержанный Слегка несдержанный

Квартира со сдержанным, но при этом эмоциональным интерьером

Идеи Вашего Дома
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и техника
Софт-минимализм Софт-минимализм

Квартира, которая подкупает своим спокойствием и простотой

Идеи Вашего Дома
Стратегические инновации: какие разработки меняют облик Москвы Стратегические инновации: какие разработки меняют облик Москвы

15 наиболее перспективных технологических направлений для развития в столице

РБК
Защита и опора Защита и опора

Инженерный гений природы развернулся во всю свою мощь

Наука и жизнь
Легенда с характером Легенда с характером

Чем российский любительский автоспорт лучше профессионального

Автопилот
Биометрическая идентификация: миф или реальность? Биометрическая идентификация: миф или реальность?

Биометрическая идентификация: что это, насколько она безопасна и удобна

Наука и техника
Анатомия Жар-птицы Анатомия Жар-птицы

Кем могла бы быть волшебная Жар-птица с точки зрения науки?

Вокруг света
Креативная Вселенная Креативная Вселенная

Как прошел и чем завершился студенческий конкурс дизайна Omoda

Автопилот
Светлая мысль Светлая мысль

Как появилась и эволюционировала электрическая лампочка

Вокруг света
Очевидная премия за очевидные открытия: Клаудиа Голдин Очевидная премия за очевидные открытия: Клаудиа Голдин

Клаудиа Голдин объяснила, почему женщины зарабатывают меньше мужчин

Наука
Всего две точки над «е»: приключения одной буквы Всего две точки над «е»: приключения одной буквы

Как и откуда взялась буква Ё?

Знание – сила
Из жизни моряка Из жизни моряка

Алессандро дель Гаудио провел свой первый сезон на новенькой 40‑метровой яхте

Y Magazine
Идущие за лучом Идущие за лучом

Управление мозгом с помощью света порождает много надежд и столько же опасений

Вокруг света
«О поверхностях мы не знаем ничего» «О поверхностях мы не знаем ничего»

Пластиковые отходы действительно можно превратить в доходы

Наука
От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага» От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага»

Начиная с XVII века, Англия гордилась своими учеными и их научными достижениями

Знание – сила
Солнечный закат в цветке Солнечный закат в цветке

Может ли цветок передать всё великолепие африканского заката?

Наука и жизнь
Энергия вулкана Энергия вулкана

Obsidian — первая суперъяхта, которую Feadship передала заказчику в 2023 году

Y Magazine
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Падение Титуса Оутса, выдумавшего католический заговор

Знание – сила
Открыть в приложении