Юбилей Тегеранской конференции: как смогли договориться победители
Со времени проведения Тегеранской конференции прошло 80 лет. О ней читал в учебнике каждый советский и российский школьник (если, конечно, вообще читал учебники), ей посвящено немало мемуаров, документальных публикаций, фильмов, среди которых выделяется советский (с участием Франции и Испании) блокбастер — «Тегеран-43» (1980).
Шпионский триллер режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова (они же сценаристы вместе с Михаилом Шатровым) посмотрели в СССР 53 млн человек. Еще бы — в фильме снимались Ален Делон, Игорь Костолевский, Армен Джигарханян, Клод Жад и другие звезды советского и несоветского кино. И если в чем уверен среднестатистический читатель, так это в том, что в Тегеране был решен вопрос об открытии Второго фронта в 1944 году (что правда) и что нацисты готовили покушение на членов Большой тройки. Последнее является очевидной легендой. Почему — об этом ниже.
Первый полет
Сталина Главное, что надо знать о Тегеранской конференции, — это была первая личная встреча членов Большой тройки: британского премьера Уинстона Черчилля, президента США Франклина Делано Рузвельта и главы советского правительства, а также генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина. В ходе конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 года, были приняты решения, определившие ход Второй мировой войны и в значительной степени послевоенное устройство мира.
Повестка дня конференции не была определена заранее, а ее материалы было решено не публиковать. Потом, уже после войны, конечно, опубликовали. Американская и советская версии, совпадая в главном, отличались в деталях, иногда существенных, ибо согласованных стенограмм не было. Поскольку очень многое — и весьма важное — происходило за пределами официальных встреч, незаменимым источником являются мемуары участников и свидетелей — Уинстона Черчилля, Эллиота Рузвельта (сына президента), переводчика Сталина Валентина Бережкова, начальника оперативного управления Генерального штаба Красной армии генерал-лейтенанта Сергея Штеменко и некоторых других. Следует иметь в виду, что воспоминания Бережкова и Штеменко были опубликованы в советское время и кое-что в их текстах опущено или изложено применительно к тогдашней официальной версии событий. К примеру, Штеменко «забыл» упомянуть среди пассажиров самолета, летевшего из Баку в Тегеран, на борту которого были Сталин, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов и он сам, Лаврентия Берию. Последний как бы «выпал» из советской истории.