Константин Вишневский: « Даже иллюзия самостоятельности робота вызывает страх и недоверие»
Помните печальный сюжет в фильме «Чарли и шоколадная фабрика», когда отца главного героя увольняют с работы, поскольку его эффективнее будет заменить машиной? Впрочем, в конце картины глава семейства вернулся в ту же компанию и стал чинить заменившего его робота, освоив новую профессию. А как в жизни? Насколько реальна перспектива вытеснения людей из крупных цехов и небольших офисов «цифровыми сотрудниками»? Может, роботы просто станут нашими помощниками и дадут людям возможности для роста? Разбираемся в этом вопросе с экспертом Константином Вишневским.
Первый контакт робота с человеком
На протяжении XX века регулярно велись дискуссии, как относиться к роботам, в чем их назначение, могут ли они стать такими, как люди, и не заменят ли они человека совсем.
Значимую роль в этих дискуссиях сыграл писатель Айзек Азимов. Еще в начале 1940-х он сформулировал три закона робототехники, которые позволят роботам сосуществовать с человеком.
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- Робот обязан выполнять команды человека, если они не противоречат первому закону.
- Робот обязан делать все необходимое для обеспечения своей безопасности при условии, что это не противоречит первому или второму закону.
В своих более поздних произведениях Азимов поднимает и вопросы наличия «человеческого начала» у роботов. В повести «Двухсотлетний человек» робот-дворецкий сначала самостоятельно находит себе хобби — вырезание фигурок из дерева, а затем даже решает променять «электронное бессмертие» на возможность почувствовать себя человеком.
Коллеги по работе
В настоящее время происходит демократизация технологий робототехники, что обусловливает их постепенное проникновение во все новые сферы деятельности — ретейл, логистику, транспорт и другие, вне зависимости от величины бизнеса. По данным Международной федерации робототехники, средние темпы роста рынка робототехники за последние пять лет составляют 10–11%. Роботы становятся доступнее по цене, начинают выполнять все более сложные задачи, что даже приводит к замещению человека в некоторых областях.
Тренд на «безлюдные» технологии усилился во время пандемии COVID-19. Сегодня роботы постепенно становятся все более автономными, они способны выполнять определенные действия без контроля со стороны человека и незаменимы при работе в сложных или недоступных для человека условиях (например, роботы-спасатели, способные действовать под завалами). При проведении сложных операций медикам во многих странах начинают помогать роботы-хирурги, в том числе в рамках развития концепции телемедицины.
Однако параллельно с повышением автономности роботов расширяются и возможности их взаимодействия с человеком. В промышленности все большее распространение получают коллаборативные роботы, или коботы, которые уже активно применяются в автомобилестроении и производстве электроники. «Плотность» роботизации производства в мире растет очень быстрыми темпами: сейчас в Южной Корее на 10 тыс. работников приходится 1 тыс. роботов, а средний показатель в мире уже составляет 141 робот — рост в два раза за пять лет!
В России плотность роботизации пока ниже среднемирового уровня (шесть промышленных роботов на 10 тыс. сотрудников), но уже начали предприниматься конкретные шаги для устранения этого разрыва. К 1 июля 2023 года по поручению президента РФ должен быть разработан федеральный проект по робототехнике.
От бездушной машины до «умного» помощника
Приобретение роботов — это инвестиции в основной капитал, которые, с одной стороны, могут быстро не окупиться, а с другой — требуют специализированных навыков у инженеров, не говоря уже о том, что подавляющее большинство роботов и комплектующих к ним — иностранного производства. По оценкам сети профессиональной информации O*Net, инженер-робототехник должен обладать знаниями в области языков программирования, автоматизированного проектирования, математики, физики, механики, технологий и дизайна, а также обладать управленческими навыками.
Да и в целом как на уровне руководителей предприятий, так и обывателей наблюдается некоторая настороженность или даже скепсис по отношению к роботам. Первые сравнивают стоимость внедрения робота (включая инвестиции в установку и наем высококвалифицированных кадров для работы с ними) с затратами на оплату труда низкоквалифицированных рабочих. Вторые опасаются возможной субъектности «умных» машин.
Несколько лет назад ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел исследование готовности россиян к использованию роботов в различных жизненных ситуациях. Большинство респондентов отметили, что им было бы комфортно, если робот-помощник выполнил бы за них часть домашних дел (66%), беспилотник доставил бы покупки из магазина (62%), робот-консультант помог бы разобраться в юридических вопросах (53%).
Совместная работа с роботами приемлема менее чем для половины опрошенных (44%), а принятие алгоритмами решений о кредитах устраивает только треть (35%) россиян. К роботам-хирургам настороженно относятся 79% опрошенных, а своего ребенка доверит робоняне лишь каждый десятый респондент.
Причины таких полярных оценок довольно просты — когда робот выступает в роли «бездушной машины», которая выполняет команды пользователя, это не вызывает дискомфорта. А вот когда возникает даже иллюзия самостоятельности принятия решений, во многих случаях это вызывает страх и недоверие.
Причем любопытно отметить, что даже люди с довольно продвинутыми цифровыми навыками, использующие «умные» часы и шлемы виртуальной реальности, пока не готовы в полной мере сосуществовать бок о бок с роботами — субъектами действий.
К беспилотным автомобилям люди постепенно привыкают — не первый год по улицам Москвы колесят бело-черно-красные машины «Яндекса», позже к ним добавились беспилотники «Сбера». Однако пока во всем мире не решена так называемая проблема вагонетки — если аварии не избежать, то кого беспилотный автомобиль должен спасать в первую очередь? Водителя как «владельца» машины, пожилых пассажиров, юных пешеходов или водителя встречной машины? Должен ли учитываться возраст всех этих людей? А состояние здоровья? Или, если мы говорим о Китае, их социальный рейтинг? Все это крайне сложные вопросы, полноценный консенсус по которым не достигнут ни в одной стране мира.
Но есть вопросы, по которым большинство людей солидарны. 89% граждан, опрошенных НИУ ВШЭ, отмечают необходимость применения роботов для выполнения тяжелой и опасной для человека работы.
Восприятие взаимодействия с роботами (% от численности опрошенных в возрасте 18–65 лет)
Источник: ВШЭ, опрос населения о восприятии взаимодействия с роботами
Роботы, рутина и рынок труда
Три четверти респондентов считают, что постепенно процессы роботизации труда приведут к исчезновению или сильному изменению многих нынешних профессий. При этом сохраняется определенный «снобизм» по отношению к роботам — лишь немногие наши современники задумываются о потере работы из-за процессов роботизации. Роботы воспринимаются обывателем скорее как низкоквалифицированная дорогая игрушка — почти половина опрошенных (44%) уверены в невозможности выполнения их работы «машиной», а треть (35%) считают, что робот может справиться только с частью обязанностей. Лишь каждый шестой (16%) понимает, что для выполнения их основных обязанностей может быть использован робот.
В целом, как отмечают исследователи, в мире в последние годы нарастает процесс «поляризации» рынка труда — с одной стороны, предъявляется спрос на 3В-специалистов (высококвалифицированных, высокообразованных и, соответственно, высокооплачиваемых — такие способны решать самые сложные задачи, предполагающие высокий уровень абстракции). А с другой — продолжает расти потребность в низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работниках, выполняющих ручные рутинные операции.
Но вот перспективы замещения этих работников роботами специалисты видят по-разному. Исследователи из Оксфордского университета Карл Бенедикт Фрей и Майкл Осборн еще в 2017 году выдвигали прогноз, что до половины рабочих мест в США к 2030 году с высокой вероятностью будут заменены роботами. По данным Института будущего (Institute for the Future), более 95% задач в сфере производства уже сегодня более эффективно может выполнять искусственный интеллект, роботы и даже компьютер. В то же время, согласно опросу Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем для 21 государства — члена ОЭСР только менее 10% рабочих мест могут быть заменены машинным трудом, хотя в разных странах ситуация существенно варьируется.
Что можно сказать практически наверняка, так это то, что роботизация будет происходить крайне неравномерно по секторам и профессиям. В высокотехнологичных и наукоемких секторах на многих рабочих местах предполагается достаточно высокий уровень абстракции решаемых задач, а, например, в обрабатывающей промышленности на значительной доле рабочих мест преобладают достаточно стандартные и рутинные операции, которые могут быть сравнительно просто автоматизированы.
При этом развитие робототехники может приводить не только к замещению человека «машиной», но и к трансформации существующих и созданию новых рабочих мест, предполагающих совместную работу роботов и высококвалифицированных инженеров и других специалистов.
Как отмечают сотрудники Института экономики труда (Германия) и Университета Невады (США) Фрэнк Фоссен и Алина Зоргнер, можно выделить четыре категории трансформации под воздействием роботизации и цифровизации в целом в зависимости от степени изменения содержания профессии и вероятности замещения человека:
1«Восходящие звезды»
В эту группу входят профессии, которые серьезно изменятся под влиянием цифровой трансформации, но большинству работников не угрожает замещение при условии, что они будут готовы своевременно повышать квалификацию и подстраиваться к новому разделению задач с роботами. Например, это специалисты по ремонту и техобслуживанию широкого профиля, которые в своей работе могут применять новые типы диагностических устройств, передавая часть своего «физического» труда машинам.
2«Территория машин»
Сюда относятся профессии, содержание которых под влиянием цифровизации радикально меняется, а роботы могут достаточно эффективно заместить человека. Так, на смену водителям тяжелых грузовиков могут прийти беспилотные автомобили, способные двигаться 24/7 колонной для достижения аэродинамической эффективности. По оценкам, помимо выигрыша во времени это позволит экономить до 15–20% топлива.
3«Территория человека»
Включает профессии, где выполняются труднотипизируемые операции в неструктурированной среде. Многие навыки человека здесь с трудом поддаются оцифровке, а на «расшивку» узких мест роботизации могут потребоваться годы. Примеры таких профессий — учителя и воспитатели, когда помимо обучающей функции необходимо обладать управленческими, психологическими и другими «мягкими» навыками. Хотя некоторые исследователи считают, что учителя и преподаватели с распространением онлайн-курсов, электронных дневников и других цифровых инструментов скорее относятся к категории «восходящих звезд».
4«Отмирающие»
Сюда исследователи относят профессии, которые могут быть полностью роботизированы даже без кардинальных изменений их содержания. Это выполнение рутинных и даже опасных работ, а также профессии, в которых требуется высокая точность и повторяемость — кассиры, охранники, бухгалтеры и т.п.
Подводя итог, важно отметить, что в странах-лидерах по плотности роботизации не происходило значимых скачков уровня безработицы. Роботы не лишили людей работы, они заменили их на опасных, тяжелых, «скучных» производствах. Вместе с тем с развитием цифровых технологий появляются и новые профессии, например, геоаналитики, которые собирают, анализируют и интерпретируют пространственные данные, специалисты по этике технологий и многие другие (подробнее о них можно узнать в «Атласе профессий будущего» — интерактивном проекте НИУ ВШЭ и «Сбера»).
Таким образом, в целом роботы скорее позволяют ускорить переход от архаичных профессий к более высокотехнологичным и наукоемким, позволяя человеку сосредоточиться на решении интеллектуальных задач и развитии цифровых навыков.
Фото: Андрей Любимов для РБК