Насколько реальна перспектива вытеснения людей «цифровыми сотрудниками»?

РБКBiznes

Константин Вишневский: « Даже иллюзия самостоятельности робота вызывает страх и недоверие»

Автор: Константин Вишневский, директор Центра исследований цифровой экономики Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ

Помните печальный сюжет в фильме «Чарли и шоколадная фабрика», когда отца главного героя увольняют с работы, поскольку его эффективнее будет заменить машиной? Впрочем, в конце картины глава семейства вернулся в ту же компанию и стал чинить заменившего его робота, освоив новую профессию. А как в жизни? Насколько реальна перспектива вытеснения людей из крупных цехов и небольших офисов «цифровыми сотрудниками»? Может, роботы просто станут нашими помощниками и дадут людям возможности для роста? Разбираемся в этом вопросе с экспертом Константином Вишневским.

Первый контакт робота с человеком

На протяжении XX века регулярно велись дискуссии, как относиться к роботам, в чем их назначение, могут ли они стать такими, как люди, и не заменят ли они человека совсем.

Значимую роль в этих дискуссиях сыграл писатель Айзек Азимов. Еще в начале 1940-х он сформулировал три закона робототехники, которые позволят роботам сосуществовать с человеком.

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  2. Робот обязан выполнять команды человека, если они не противоречат первому закону.
  3. Робот обязан делать все необходимое для обеспечения своей безопасности при условии, что это не противоречит первому или второму закону.

В своих более поздних произведениях Азимов поднимает и вопросы наличия «человеческого начала» у роботов. В повести «Двухсотлетний человек» робот-дворецкий сначала самостоятельно находит себе хобби — вырезание фигурок из дерева, а затем даже решает променять «электронное бессмертие» на возможность почувствовать себя человеком.

Коллеги по работе

В настоящее время происходит демократизация технологий робототехники, что обусловливает их постепенное проникновение во все новые сферы деятельности — ретейл, логистику, транспорт и другие, вне зависимости от величины бизнеса. По данным Международной федерации робототехники, средние темпы роста рынка робототехники за последние пять лет составляют 10–11%. Роботы становятся доступнее по цене, начинают выполнять все более сложные задачи, что даже приводит к замещению человека в некоторых областях.

Тренд на «безлюдные» технологии усилился во время пандемии COVID-19. Сегодня роботы постепенно становятся все более автономными, они способны выполнять определенные действия без контроля со стороны человека и незаменимы при работе в сложных или недоступных для человека условиях (например, роботы-спасатели, способные действовать под завалами). При проведении сложных операций медикам во многих странах начинают помогать роботы-хирурги, в том числе в рамках развития концепции телемедицины.

Однако параллельно с повышением автономности роботов расширяются и возможности их взаимодействия с человеком. В промышленности все большее распространение получают коллаборативные роботы, или коботы, которые уже активно применяются в автомобилестроении и производстве электроники. «Плотность» роботизации производства в мире растет очень быстрыми темпами: сейчас в Южной Корее на 10 тыс. работников приходится 1 тыс. роботов, а средний показатель в мире уже составляет 141 робот — рост в два раза за пять лет!

В России плотность роботизации пока ниже среднемирового уровня (шесть промышленных роботов на 10 тыс. сотрудников), но уже начали предприниматься конкретные шаги для устранения этого разрыва. К 1 июля 2023 года по поручению президента РФ должен быть разработан федеральный проект по робототехнике.

От бездушной машины до «умного» помощника

Приобретение роботов — это инвестиции в основной капитал, которые, с одной стороны, могут быстро не окупиться, а с другой — требуют специализированных навыков у инженеров, не говоря уже о том, что подавляющее большинство роботов и комплектующих к ним — иностранного производства. По оценкам сети профессиональной информации O*Net, инженер-робототехник должен обладать знаниями в области языков программирования, автоматизированного проектирования, математики, физики, механики, технологий и дизайна, а также обладать управленческими навыками.

Да и в целом как на уровне руководителей предприятий, так и обывателей наблюдается некоторая настороженность или даже скепсис по отношению к роботам. Первые сравнивают стоимость внедрения робота (включая инвестиции в установку и наем высококвалифицированных кадров для работы с ними) с затратами на оплату труда низкоквалифицированных рабочих. Вторые опасаются возможной субъектности «умных» машин.

Несколько лет назад ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел исследование готовности россиян к использованию роботов в различных жизненных ситуациях. Большинство респондентов отметили, что им было бы комфортно, если робот-помощник выполнил бы за них часть домашних дел (66%), беспилотник доставил бы покупки из магазина (62%), робот-консультант помог бы разобраться в юридических вопросах (53%).

Совместная работа с роботами приемлема менее чем для половины опрошенных (44%), а принятие алгоритмами решений о кредитах устраивает только треть (35%) россиян. К роботам-хирургам настороженно относятся 79% опрошенных, а своего ребенка доверит робоняне лишь каждый десятый респондент.

Причины таких полярных оценок довольно просты — когда робот выступает в роли «бездушной машины», которая выполняет команды пользователя, это не вызывает дискомфорта. А вот когда возникает даже иллюзия самостоятельности принятия решений, во многих случаях это вызывает страх и недоверие.

Причем любопытно отметить, что даже люди с довольно продвинутыми цифровыми навыками, использующие «умные» часы и шлемы виртуальной реальности, пока не готовы в полной мере сосуществовать бок о бок с роботами — субъектами действий.

К беспилотным автомобилям люди постепенно привыкают — не первый год по улицам Москвы колесят бело-черно-красные машины «Яндекса», позже к ним добавились беспилотники «Сбера». Однако пока во всем мире не решена так называемая проблема вагонетки — если аварии не избежать, то кого беспилотный автомобиль должен спасать в первую очередь? Водителя как «владельца» машины, пожилых пассажиров, юных пешеходов или водителя встречной машины? Должен ли учитываться возраст всех этих людей? А состояние здоровья? Или, если мы говорим о Китае, их социальный рейтинг? Все это крайне сложные вопросы, полноценный консенсус по которым не достигнут ни в одной стране мира.

Но есть вопросы, по которым большинство людей солидарны. 89% граждан, опрошенных НИУ ВШЭ, отмечают необходимость применения роботов для выполнения тяжелой и опасной для человека работы.

Восприятие взаимодействия с роботами (% от численности опрошенных в возрасте 18–65 лет)

Источник: ВШЭ, опрос населения о восприятии взаимодействия с роботами

Роботы, рутина и рынок труда

Три четверти респондентов считают, что постепенно процессы роботизации труда приведут к исчезновению или сильному изменению многих нынешних профессий. При этом сохраняется определенный «снобизм» по отношению к роботам — лишь немногие наши современники задумываются о потере работы из-за процессов роботизации. Роботы воспринимаются обывателем скорее как низкоквалифицированная дорогая игрушка — почти половина опрошенных (44%) уверены в невозможности выполнения их работы «машиной», а треть (35%) считают, что робот может справиться только с частью обязанностей. Лишь каждый шестой (16%) понимает, что для выполнения их основных обязанностей может быть использован робот.

В целом, как отмечают исследователи, в мире в последние годы нарастает процесс «поляризации» рынка труда — с одной стороны, предъявляется спрос на 3В-специалистов (высококвалифицированных, высокообразованных и, соответственно, высокооплачиваемых — такие способны решать самые сложные задачи, предполагающие высокий уровень абстракции). А с другой — продолжает расти потребность в низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работниках, выполняющих ручные рутинные операции.

Но вот перспективы замещения этих работников роботами специалисты видят по-разному. Исследователи из Оксфордского университета Карл Бенедикт Фрей и Майкл Осборн еще в 2017 году выдвигали прогноз, что до половины рабочих мест в США к 2030 году с высокой вероятностью будут заменены роботами. По данным Института будущего (Institute for the Future), более 95% задач в сфере производства уже сегодня более эффективно может выполнять искусственный интеллект, роботы и даже компьютер. В то же время, согласно опросу Организации экономического сотрудничества и развития, в среднем для 21 государства — члена ОЭСР только менее 10% рабочих мест могут быть заменены машинным трудом, хотя в разных странах ситуация существенно варьируется.

Что можно сказать практически наверняка, так это то, что роботизация будет происходить крайне неравномерно по секторам и профессиям. В высокотехнологичных и наукоемких секторах на многих рабочих местах предполагается достаточно высокий уровень абстракции решаемых задач, а, например, в обрабатывающей промышленности на значительной доле рабочих мест преобладают достаточно стандартные и рутинные операции, которые могут быть сравнительно просто автоматизированы.

При этом развитие робототехники может приводить не только к замещению человека «машиной», но и к трансформации существующих и созданию новых рабочих мест, предполагающих совместную работу роботов и высококвалифицированных инженеров и других специалистов.

Как отмечают сотрудники Института экономики труда (Германия) и Университета Невады (США) Фрэнк Фоссен и Алина Зоргнер, можно выделить четыре категории трансформации под воздействием роботизации и цифровизации в целом в зависимости от степени изменения содержания профессии и вероятности замещения человека:

1«Восходящие звезды»

В эту группу входят профессии, которые серьезно изменятся под влиянием цифровой трансформации, но большинству работников не угрожает замещение при условии, что они будут готовы своевременно повышать квалификацию и подстраиваться к новому разделению задач с роботами. Например, это специалисты по ремонту и техобслуживанию широкого профиля, которые в своей работе могут применять новые типы диагностических устройств, передавая часть своего «физического» труда машинам.

2«Территория машин»

Сюда относятся профессии, содержание которых под влиянием цифровизации радикально меняется, а роботы могут достаточно эффективно заместить человека. Так, на смену водителям тяжелых грузовиков могут прийти беспилотные автомобили, способные двигаться 24/7 колонной для достижения аэродинамической эффективности. По оценкам, помимо выигрыша во времени это позволит экономить до 15–20% топлива.

3«Территория человека»

Включает профессии, где выполняются труднотипизируемые операции в неструктурированной среде. Многие навыки человека здесь с трудом поддаются оцифровке, а на «расшивку» узких мест роботизации могут потребоваться годы. Примеры таких профессий — учителя и воспитатели, когда помимо обучающей функции необходимо обладать управленческими, психологическими и другими «мягкими» навыками. Хотя некоторые исследователи считают, что учителя и преподаватели с распространением онлайн-курсов, электронных дневников и других цифровых инструментов скорее относятся к категории «восходящих звезд».

4«Отмирающие»

Сюда исследователи относят профессии, которые могут быть полностью роботизированы даже без кардинальных изменений их содержания. Это выполнение рутинных и даже опасных работ, а также профессии, в которых требуется высокая точность и повторяемость — кассиры, охранники, бухгалтеры и т.п.

Подводя итог, важно отметить, что в странах-лидерах по плотности роботизации не происходило значимых скачков уровня безработицы. Роботы не лишили людей работы, они заменили их на опасных, тяжелых, «скучных» производствах. Вместе с тем с развитием цифровых технологий появляются и новые профессии, например, геоаналитики, которые собирают, анализируют и интерпретируют пространственные данные, специалисты по этике технологий и многие другие (подробнее о них можно узнать в «Атласе профессий будущего» — интерактивном проекте НИУ ВШЭ и «Сбера»).

Таким образом, в целом роботы скорее позволяют ускорить переход от архаичных профессий к более высокотехнологичным и наукоемким, позволяя человеку сосредоточиться на решении интеллектуальных задач и развитии цифровых навыков.

Фото: Андрей Любимов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок

Сооснователь компании Rumberg Capital — о формировании инвестиционных стратегий

РБК
На дороге кто-то не прав: назван аромат, который снижает агрессию за рулем На дороге кто-то не прав: назван аромат, который снижает агрессию за рулем

Теперь вы знаете, какой ароматизатор выбрать для машины

Вокруг света
Без импортных яиц Без импортных яиц

Зависимость от иностранного материала для инкубации снизили до минимума

Агроинвестор
Каникулы в джунглях Каникулы в джунглях

О странствиях в тропических дебрях, начавшихся при необычных обстоятельствах

Вокруг света
Это «цыганский гипноз»: психолог описал 3 способа обмана российских туристов на Гоа Это «цыганский гипноз»: психолог описал 3 способа обмана российских туристов на Гоа

Как российских туристов обманывают на Гоа?

Вокруг света
Десятки миллиардов в биотех Десятки миллиардов в биотех

«Рустарк» масштабирует глубокую переработку кукурузы

Агроинвестор
Лазерное шоу для рапса Лазерное шоу для рапса

Дроны с красным светом активизируют фотосинтез у культурных растений

Наука
Минус 3 часа сна — это как 100 грамм водки: невыспавшийся водитель так же опасен, как пьяный Минус 3 часа сна — это как 100 грамм водки: невыспавшийся водитель так же опасен, как пьяный

Ученые показали, какие риски возникают при вождении после короткого сна

Вокруг света
Очаровательные крохи с красивым голосом: 4 занимательных факта о пеночках Очаровательные крохи с красивым голосом: 4 занимательных факта о пеночках

Эти небольшие птички из обширного рода радуют нас своими песнями на природе

Вокруг света
Защита от потерь или лишние расходы? Защита от потерь или лишние расходы?

Недоверие сельхозпроизводителей к агрострахованию сохраняется

Агроинвестор
«Певчие избранники России»: что мы знаем о дроздах — обитателях лесов и городов «Певчие избранники России»: что мы знаем о дроздах — обитателях лесов и городов

У этих прожорливых пернатых, с которыми воюют садоводы, есть немало достоинств

Вокруг света
Дмитрий Храбров: «Задачу еврозамещения можно считать выполненной» Дмитрий Храбров: «Задачу еврозамещения можно считать выполненной»

Какие вызовы ждут российскую электротехническую отрасль?

РБК
Инна Лосюк: «Сегодня женщины создают историю промышленности» Инна Лосюк: «Сегодня женщины создают историю промышленности»

Интервью с Инной Лосюк, управляющим директором компании «Эльгауголь»

РБК
Мексиканский ремень Мексиканский ремень

Фахитас – блюдо, в котором слились традиции Северной и Южной Америки

Вокруг света
Дом барса Дом барса

На высоте более 2000 метров располагается национальный парк «Сайлюгемский»

Вокруг света
Ближний морской бой: как возникла и развивалась практика брать вражеские суда на абордаж Ближний морской бой: как возникла и развивалась практика брать вражеские суда на абордаж

«Морская пехота» консула Гая Дуилия и пираты Генри Моргана воевали одинаково

Вокруг света
Красные волосы шамана: найдено первое свидетельство использования галлюциногенов в Европе бронзового века Красные волосы шамана: найдено первое свидетельство использования галлюциногенов в Европе бронзового века

Эти галлюциногенные вещества точно не были обезболивающими, уверены ученые

Вокруг света
Рыжеволосые ведьмы и левши-злодеи: как рождались предрассудки о внешности Рыжеволосые ведьмы и левши-злодеи: как рождались предрассудки о внешности

Некоторые из этих опасных стереотипов забылись не полностью

Вокруг света
Пираты поневоле: чем опасны существа, которые дрейфуют по океану на кучах мусора? Пираты поневоле: чем опасны существа, которые дрейфуют по океану на кучах мусора?

Выброшенный людьми пластик становится новым домом для разных видов

Вокруг света
Добраться до земных глубин!.. Добраться до земных глубин!..

Есть ли перспективы у геотермальной энергетики в России?

Наука и жизнь
Что русскому хорошо: 4 вещи, которые возмутили немцев во время путешествия по России Что русскому хорошо: 4 вещи, которые возмутили немцев во время путешествия по России

Некоторые ситуации во время путешествия по России показались немцам вопиющими

Вокруг света
«Цифровизация — это интеллектуализация человеческого потенциала» «Цифровизация — это интеллектуализация человеческого потенциала»

«Трансмашхолдинг» выстраивает единую с заказчиком деловую среду

Наука
«Узнаю характер по костям»: чем привлекательна профессия антрополога и как ее получить «Узнаю характер по костям»: чем привлекательна профессия антрополога и как ее получить

Антропологи отличаются добротой и любовью к людям в целом и по частям

Вокруг света
Бурятия и ее чувство льда: 5 причин побывать на замерзшем Байкале Бурятия и ее чувство льда: 5 причин побывать на замерзшем Байкале

Хоть раз увидеть и услышать самое глубокое в мире озеро зимой нужно каждому

Вокруг света
Зачем уголь Черной Бороде? Раскрыт секрет затонувшего корабля самого известного английского пирата Зачем уголь Черной Бороде? Раскрыт секрет затонувшего корабля самого известного английского пирата

На судне Эдварда Тича нашли уголь, хотя тогда его не использовали как топливо

Вокруг света
Биологическая 3D-печать в России Биологическая 3D-печать в России

Запасные части для пациента из тканей самого пациента

Наука
Про пчелиную кадриль и муравьиную демократию Про пчелиную кадриль и муравьиную демократию

Муравью важнее всего сила духа — и это отнюдь не метафора

Наука и жизнь
Наука о чужих. Жизнь и разум во вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во вселенной

Как ученые и писатели прошлых лет представляли себе обитателей Луны

Наука и жизнь
Почему маленькие собаки живут дольше крупных? Дело в скорости эволюции Почему маленькие собаки живут дольше крупных? Дело в скорости эволюции

Из-за чего большие собаки оказались более уязвимы, чем миниатюрные

Вокруг света
Гибридный двигатель высшей школы Гибридный двигатель высшей школы

Традиционному университету придется усиленно заниматься онлайн-образованием

Наука
Открыть в приложении