Наука о чужих. Жизнь и разум во вселенной
Идея обитаемости соседних планет породила новые сюжеты в художественной литературе. Писателям и поэтам было не столь важно, существуют «братья по разуму» в действительности или они плод воображения, — главное, что персонажи-инопланетяне в текстах открывали широчайшие возможности для творческого осмысления места человека и человечества в необъятном мире. Соединение гипотез с литературной традицией породило целый жанр — научную фантастику, где тема встречи землян с инопланетянами стала одной из главнейших.
IV. Наблюдая селенитов
Иной свет
Как выглядят обитатели Луны? Наверное, они похожи на людей, ведь Луна во многом схожа с Землёй, но при этом должны отличаться экстравагантным поведением — всё-таки живут в другом мире. Именно так представлял себе селенитов Сирано де Бержерак — не тот острослов-дуэлянт, которого мы знаем по драме Эдмона Ростана, а французский поэт-философ, которого историки литературы называют в числе родоначальников научной фантастики.
Самое знаменитое сочинение де Бержерака под названием «Иной свет» (L’Autre monde) состояло из двух частей, опубликованных, к сожалению, после смерти автора: «Комическая история государств и империй Луны» (L’Histoire comique des États et Empires de la Lune, 1657) и «Комическая история государств и империй Солнца» (L’Histoire comique des États et Empires du Soleil, 1662). Поэт создавал сатирическое произведение, но, дав волю воображению, сумел предсказать некоторые детали технологий будущего — нашей современности. Например, он первым описал полёт к Луне на многоступенчатой ракете: «Как только пламя уничтожало один ряд ракет, — они были расположены по шесть штук, — благодаря запалу, помещённому в конце каждого ряда, загорался другой ряд; таким образом, по мере того как селитра загоралась, опасность отдалялась и вместе с тем возрастала. Наконец селитра вся сгорела, и машина перестала действовать; я уже думал, что сложу голову на вершине какой-нибудь горы, но вдруг почувствовал, что, хоть я и совершенно не шевелюсь, я всё же продолжаю подниматься вверх, зато машина покидает меня и падает на Землю».