Сокровища тропического леса
Жак Ле Гофф в своей знаменитой книге «Цивилизация средневекового запада» довольно емко описывает пространственное мироощущение европейской христианской культуры. Из Ближнего Востока, края пустынь и равнин, где деревья были символом жизни, центр цивилизации сместился на северо-запад Европы – и картина мира перевернулась с ног на голову. Уютные пальмовые рощи сменились темной и страшной лесной чащей, из которой люди насильно выгрызали себе место для жизни. «Любой прогресс на средневековом Западе был расчисткой, борьбой и победой над зарослями, кустарниками и, если нужно было и если техническое оснащение и храбрость это позволяли, над строевым, девственным лесом – "дремучей чащей" Персеваля, selva oscura Данте», – писал Ле Гофф.
Если Античность и раннее христианство тянулись к деревьям, то Средневековье их отторгало. Европа X–XII веков представляла собой островки цивилизации, окруженные мрачным лесным массивом, путешествие сквозь который таило множество опасностей. Ни одного доброго слова не найти в средневековой литературе про лес. Там прятались язычники и разбойники, водилась всевозможная нечисть, в лесу человек рисковал стать жертвой черной магии, диких животных или просто мог заблудиться и сойти с ума.
Можно представить себе, что произошло, когда европейцы, потратившие столько сил на борьбу с собственными дьявольскими чащами и их обитателями, доплыли до экватора и увидели нечто еще более пугающее – тропические дождевые леса, также называемые джунглями.
Они были еще более неприступны и опасны, внушая почти мистический ужас. Страх перед таинственным миром джунглей естественным образом породил многочисленные легенды о затерянных в них невероятных городах, полных богатств и разных чудес. Поиски этих селений стоили многим жизни, а в итоге легенды превратились в одно из самых популярных направлений фантастической и приключенческой литературы.