Гибридный двигатель высшей школы
Традиционный университет должен остаться жить, но ему придется усиленно заниматься онлайн-образованием
Пандемия стала драйвером развития онлайн-образования. Карантинные ограничения резко интенсифицировали цифровизацию. Даже консервативные университеты вынуждены были начать перестраивать образование и существенно увеличивать долю дистанционного обучения, отвечая на вызовы ковида.
Конечно, цифровизация рынка образования началась до пандемии, как и дистанционное образование. Если не всегда, то очень давно и достаточно широко существовал частичный дистант в форме заочки в Советском Союзе. Заочное образование — программы и даже целые факультеты — было, как выражались в те времена, кузницей управленческих кадров, а также инженерных и педагогических. Хотя к такому образованию в академической среде принято относиться свысока и с определенной долей иронии.
Не стоит сбрасывать со счетов и экстернат, малораспространенная форма получения высшего образования, но встречающаяся на практике и разрешенная законом.
Казалось бы, онлайн — это очередное такое новшество, которое надо посчитать как хорошо забытое старое. Так ли это?
Как интуитивно, так и на уровне здравого смысла понятно, что на наших глазах происходят структурные сдвиги в организации высшего образования и параллельно с этим в способах получения знаний и освоения компетенций.
Чтобы разобраться в том, что происходит, и понять, что делать, нужно выделить ключевые тенденции, которые позволили совершиться цифровой онлайн-революции в образовании на рубеже 2020-х годов.