Девятое искусство
Французы и бельгийцы росли на комиксах задолго до того, как в других странах это стало мейнстримом, и раньше других поняли, что девятое искусство – не только для детей.

Франция: главный фестиваль
Древний Ангулем стоит на потухшем вулкане. Узкие улочки, вьющиеся меж высоких каменных стен, под моросящим дождем выглядят уныло. Зябко поеживаясь, усталый турист уже мечтает поскорее дойти до вокзала и уехать куда подальше... как вдруг из окна первого этажа на него выпрыгивает задорно смеющаяся лошадь – к счастью, нарисованная! А из соседнего окошка выглядывает веселый ковбой в широкополой шляпе. «Ну конечно! – вспоминает путешественник. – Это же Счастливчик Люк из старого комикса про ковбоя, который стреляет быстрее своей тени!» Полистав путеводитель, турист находит подробную статью о системе расписных стен с персонажами комиксов и соответствующий пешеходный маршрут, за несколько лет ставший визитной карточкой Ангулема. Перспектива прогуляться по городу и пофотографироваться на фоне героев, приключениями которых зачитывался с детства, выглядит заманчиво, так что на вокзал можно и не спешить.
В конце 1990–х, когда Ангулем стал признанным центром мирового комиксного искусства, местные власти решили создать целую сеть муралов на тему франко-бельгийских рисованных историй, известных как bande dessinée (сокращенно – BD), что в переводе с французского означает «рисованная лента». Собственно, «комиксами» во франкоязычном мире называют американскую супергеройскую продукцию, и только ее. Все остальное (за исключением азиатских манги, манхвы и маньхуа) подпадает под определение «банд дессине». Термин начал широко использоваться после того, как 12 декабря 1949 года появился на страницах лиможской газеты La Nouvelle République. До этого французы называли комиксы по-разному: «иллюстрированные истории», «иллюстрированные серии» или вообще «стрипы», на американский манер. Термин же «банд дессине» оказался настолько удачным, что вытеснил все остальные.