«Производственная цепочка в кластере будет крепкой и гибкой»
О перспективах химического кластера в Московской области РБК+ рассказал глава городского округа Шатура Алексей Артюхин.
Город Рошаль — единственное место в Московской области, где создается химический кластер. Сто лет назад здесь работал пороховой завод, потом был химкомбинат. Можно ли считать оставшуюся после него инфраструктуру пригодной?
Какая-то инфраструктура существует, но на ней мы новое производство не построим, тем более целый кластер. Имеющиеся мощности по снабжению газом, электричеством и водой уже сегодня активно используются. Мы получили первый транш на развитие инфраструктуры в 1,9 млрд руб. Идет проектирование коммуникаций именно под кластер, речь в том числе о покупке дополнительных мощностей. Мы должны эффективно и разумно использовать эту площадку, потому что других таких в Центральном федеральном округе больше не найдем.
Десять лет назад губернатор Московской области Андрей Воробьев поддержал сохранение и развитие города Рошаль, а сегодня им принято решение о создании в городе химического кластера. В чем преимущества местоположения кластера?
Рошаль находится на стыке Рязанской, Владимирской и Московской областей. С одной стороны, у нас весь потенциал Московской области, с другой — мощный нефтехимический комплекс Рязанской области и крупные промпредприятия Владимирской области. Если правильно использовать географическое положение этих трех полюсов, то инвестиции, кадры и свежие идеи потекут в Рошаль.
На территории химического кластера сейчас работают два десятка резидентов. В чем вы видите преимущества кластерной организации химической зоны?
Эти двадцать предприятий — самые сильные, которые, несмотря ни на что, выжили, выросли на нашей площадке. Мы стараемся работать вместе, и наше взаимодействие растет. К примеру, завод пластификаторов на нашей территории делает фталевый ангидрид. Необходимое сырье для этого производства — серная кислота, которую мы не производим. Считаю, что и ее надо производить у нас, как и пластификаторы, пластики, дермантины и все остальное. В идеале на территории кластера должны выпускаться и готовые изделия из этих материалов — или хотя бы детали, компоненты, которые потребляют производители конечного товара. Тогда вся производственная цепочка будет крепкой и достаточно гибкой, чтобы подстраиваться под изменение различных экономических факторов.
Реализация всей цепочки на одной площадке вообще дает массу преимуществ. Мы перестаем тратить время и деньги, загружая транспортную систему перевозкой сырья и компонентов. Другой пример: двум десяткам предприятий не нужно двадцать химических лабораторий, их интересы может обслуживать одна лаборатория, расположенная в кластере. Третье — кредиты. Предприятия, которые находятся на одной площадке, видят конечную цель, понимают, когда будет произведена оплата. Возможны и товарно-сырьевые кредиты. В общем, возможности сотрудничества безграничны, если их использовать. Мы к этому придем.
Проблемы, которые затронули все отрасли, — разрыв логистических цепочек и ограничение зарубежных поставок. А как обстоят дела у резидентов кластера? Какая продукция максимально востребована на рынке и есть ли перспектива работать на экспорт?
Перспектива работы на экспорт всегда существует. Если кто-то что-то может купить дешевле, чем ему обойдется собственное производство, то обязательно купит это у нас. Поэтому все внешние рынки в той или иной степени всегда будут для нас открыты. Пока, к сожалению, проблемы с импортом сырья и разрывом цепочек с иностранцами решаются в ручном режиме каждым предприятием. И это, в свою очередь, приводит к необходимости задуматься о том, что вместе решать проблемы проще.
Какие успехи в импортозамещении у резидентов кластера?
Фталевый ангидрид — самый яркий пример. Рошальский завод пластификаторов закупал сырье в Белоруссии, Корее и Германии. В прошлом году начал выпускать сырье на собственной площадке. Это правильный подход.
В чем смысл соглашения химического кластера с Российским союзом химиков? Каким вы видите место Рошаля на химической карте страны?
Давайте начнем с роли государства в промышленности. Да, сегодня государство не готово управлять развитием индустрии, но мы, как муниципалитет, как часть публичной власти, эту роль на себя примериваем. Нам не хватает компетенций, но их можно получить как раз в Союзе химиков — у неравнодушных людей, знающих отрасль. Единая для всей страны карта химической отрасли, к сожалению, еще не создана. Сегодня мы разрозненны, а хотелось бы сотрудничать с нашими единомышленниками, коллегами и земляками.
Расскажите про кадровый потенциал региона. Где вы берете работников, специалистов?
Надо говорить прямо — ситуация с кадрами очень проблемная. Мы должны начать работать с детьми и родителями, чтобы они пошли в необходимые производственные профессии. В нашей госпрограмме уже фигурирует строительство школы, которая будет флагманской в области по изучению химии, экологии и биологии. Кроме того, наши техникумы стремятся попасть в Курчатовский центр. Это подняло бы на новый уровень их набор компетенций, знаний и ресурсов. Наконец, Рошаль — город химиков. Никого не испугает известие о том, что у нас на современном предприятии будет производиться серная кислота.
Планируете ли вы привлечь индустриальных партнеров к решению кадровых задач?
Однозначно. Работаем с каждым предприятием.
Как вы оцениваете перспективы промышленного туризма в регионе?
В совместной работе по развитию туризма, увеличению привлекательности нашей территории заинтересованы все. Рассчитываю на участие резидентов в этом процессе. Будем закладывать туристические маршруты и соответствующую транспортную инфраструктуру. Условно, 99% людей никогда не были в химической лаборатории, им будет интересно сюда зайти. С предприятиями будем продумывать маршруты, чтобы туристы не попадали в опасную зону и при этом имели возможность свободного доступа к местам, где можно увидеть производственные процессы.
В кластере недавно побывали представители бизнеса — 40 членов экспертного совета по химической промышленности при Госдуме. Планируете ли дальше организовывать отраслевые встречи?
Обязательно. В конце июня ждем у себя форум по рециклингу. На нашей площадке есть не только химическое производство. У нас, например, находится один из самых эффективных мусороперерабатывающих заводов. Хочу также сказать, что, находясь в самом сердце Мещеры, мы постоянно думали и думаем о том, чтобы производство не отразилось пагубно на природе. Будем стремиться к тому, чтобы 100% отходов вернуть в оборот производств. Еще один важный вопрос — промышленная безопасность. На каждом нашем предприятии есть опытные люди, обученные работать во время нештатных ситуаций на химических предприятиях. Когда продуманы пути подъезда, скважины с водой, все организовано в одном месте — это гораздо безопаснее для работников предприятий и населенных пунктов вокруг.
Фото: пресс-служба