Знакомство с кулинарными традициями дополняет многие туристические программы

РБКPishirish

Растет популярность гастротуров

Знакомство с особенностями местной кухни и кулинарными традициями дополняет многие туристические программы.

Текст: Ирина Резник

На гастрономический туризм приходится около 10% от всех приобретаемых экскурсионных туров, спрос на дегустационные поездки растет на 17% в год, по данным Национального туроператора «Алеан».

Многие регионы делают ставку на гастротуризм. В частности, к проекту «Гастрономическая карта России», запущенному правительством в 2017 году, сегодня присоединилось около трети регионов. На территории 28 субъектов за это время проведено 36 фестивалей региональной кухни. К 2025 году должны появиться примерно 100 региональных продуктов в сфере гастротуризма. В 2018 году Росстандарт запустил систему добровольной сертификации в сфере гастрономического туризма, в том числе на основе постоянно действующего меню региональной кухни, использования регионального сырья и отечественных кулинарных техник.

Питание становится таким же влиятельным фактором выбора тура, как качество услуг проживания, экскурсионного обслуживания или транспорта, отмечает заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Ольга Вапнярская. Туриндустрия, по ее словам, взяла на вооружение тренд на здоровый образ жизни, а также соблюдение тех или иных пищевых традиций и привычек: «В меню предлагаются вегетарианские и безлактозные продукты, блюда и напитки маркируются, чтобы потребитель мог контролировать свою диету».

Гастровпечатления

При этом в чистом виде гастротуризм в нашей стране пока встречается редко, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Владимир Баканов: «Это элитный, дорогой вид туризма, рассчитанный на узкую группу потребителей, которые выбирают его исключительно ради удовольствия от изысканной еды». Настоящими гастроманами можно назвать максимум 2% населения страны, а любителей путешествий с одной этой целью — менее 1%, ссылается на результаты опросов, проведенных профсообществом, Владимир Баканов. Так, например, рестораны, отмеченные звездами Michelin, интересуют менее 1% населения, по данным ФРиО. «Большинство населения никогда там не были и даже не планируют, несмотря на то что это узнаваемая маркетинговая кампания», — говорит Владимир Баканов. Знаменитый ресторанный путеводитель — «Красный гид» Michelin — впервые был издан для России только в 2021-м, а в прошлом году компания приостановила свои проекты в нашей стране.

Развитию целенаправленного гастротуризма, по мнению Владимира Баканова, будет способствовать рост соответствующих региональных продуктов и ресторанов, способных предложить изысканное и богатое вкусовыми оттенками меню. Пока этот сектор только в начале пути. При этом культурно-познавательный туризм с элементами гастрономического развивается достаточно активно.

В последние годы на многих российских туристических маршрутах появились гастрономические приключения — посещение дорогих ресторанов высокой кухни с претензией на авторский подход, говорит вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Это, по его словам, увеличивает стоимость тура на 10%. Элементы гастротуризма включаются в том числе в событийные, сельские, этнографические туры. Доля WWат на гастрономические впечатления может достигать 40% бюджета тура, отмечает Ольга Вапнярская.

Гастротуры дороже обычных экскурсионных по причине множества дополнительных опций и компонентов, добавляет коммерческий директор Национального туроператора «Алеан» Оксана Булах. При этом стоимость зависит в том числе от региона.

Кухня как достопримечательность

В целом развитию гастротуризма будет способствовать общий рост спроса на внутренний туризм, считает Ольга Вапнярская: «Россияне больше путешествуют по стране, ищут новые впечатления, хотят пробовать местные деликатесы и рецепты». В ответ на спрос увеличивается число гастрономических событийных мероприятий и туробъектов, повышается их разнообразие».

Наиболее интересно гастротуризм представлен в Санкт-Петербурге, Казани, республиках Северного Кавказа, Краснодарском крае, Мурманской области, Астрахани, Владивостоке, на Камчатке и Сахалине, рассказала Оксана Булах: «Культурные особенности и развитая местная кухня сочетаются с готовностью местных властей развивать эту составляющую туризма».

Тренд на здоровый образ жизни и экопродукты сформировал интерес к турам на фермерские хозяйства, сыроварни, молочно-мясные хозяйства, птицефермы, говорят в «Алеане».

Кроме того, знатоки и любители вин, которые специально ездили на дегустации в «винные» уголки мира, по словам Оксаны Булах, сегодня стимулируют энотуризм (винный туризм) в Краснодарском крае, Абхазии и Крыму.

Массовые гастрономические фестивали развивают культуру потребления местных продуктов не только среди туристов, но и у жителей региона, отмечает автор — методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова. Так, по ее словам, ежегодный фестиваль арктической кухни в Мурманской области сформировал в регионе спрос на оленину. Число гостей фестиваля с 2018 года выросло в десять раз — до 10 тыс. человек.

По мнению Шаповаловой, наличие в регионе местной кухни — показатель развития туротрасли в целом: «Если в регионе нельзя попробовать местную кухню, начиная с аэропорта и заканчивая придорожным кафе, туризм в данном регионе не развит». По ее мнению, территориальные власти и местный бизнес должны вдохновить опыт арктической кухни, которая наряду с северным сиянием стала полноценной туристической достопримечательностью.

Фактор конкурентоспособности

Гастротуризм — фактор конкурентоспособности региона, уверена Ольга Вапнярская. В первую очередь ставку на это направление делают территории с выраженными кулинарными традициями и брендами, такими как, например, коломенская пастила в Московской области или тульский пряник в Тульской области, агротуризм во Владимирской области и сыроварни в Тверской области.

Расширение гастрономических предложений — это возможность разнообразить турпрограммы, расширить сезонность, получить повторные визиты, добавляет Оксана Булах: «Тематические мероприятия — день огурца, арбуза, тыквы, меда, праздники пива, молодого вина и сыра с участием медийных персон — магнит для туристов». Потенциал гастротуризма в стране огромный, уверена Оксана Булах.

С переориентацией туристов — любителей гастрономических впечатлений на внутренний рынок следует ожидать в этом сегменте появления продуктов бюджетного и высшего ценового сегмента, считает Ольга Вапнярская. При этом, по ее словам, необходимо повышать уровень сервиса и качества предлагаемых турпродуктов и услуг.

Предпринимателям, развивающим региональную кухню, нужна господдержка, утверждает Екатерина Шаповалова. Сегодня в стране, по ее словам, нет, например, ни одной школы русской кухни — ни государственной, ни частной. А более чем из 180 тыс. предприятий питания меньше 1% специализируются на региональной кухне. Необходимо развивать сферу производства местных продуктов и готовых решений, позволяющих открывать в стране рестораны российской региональной кухни, будь то сибирское, арктическое, дальневосточное или иное направление, считает эксперт.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Российская инфраструктура ищет партнеров Российская инфраструктура ищет партнеров

Государственно-частное партнерство стало локомотивом для больших проектов

РБК
«Малочисленные народы прекрасно интегрированы в современном обществе» «Малочисленные народы прекрасно интегрированы в современном обществе»

Об участии в современной экономике женщин коренных малочисленных народов

РБК
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
Андрей Семенов: «Продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перелеты» Андрей Семенов: «Продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перелеты»

Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus

РБК
Окнами в лес Окнами в лес

Интерьер оформлен так, чтобы поддерживать эффект единения с природой

Идеи Вашего Дома
Погибоша аки обре Погибоша аки обре

Как история обошлась с могучим племенем обров или аваров

Вокруг света
«Инвесторы ждут четких и неизменных правил игры» «Инвесторы ждут четких и неизменных правил игры»

Государство должно расширять территории с комфортными условиями для бизнеса

РБК
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Угроза от соли, раннее изучение иностранного языка и электрические самолеты

Наука и жизнь
ЗОЖ. Оборотни полки ЗОЖ. Оборотни полки

Андрей Соколов о неоднозначности продуктов на полках магазинов

Агроинвестор
Ледниковые прерии Ледниковые прерии

Что погубило тундростепь и мамонтовую фауну?

Вокруг света
«Профориентационные туристические маршруты помогут привлекать кадры» «Профориентационные туристические маршруты помогут привлекать кадры»

Чем промышленный туризм интересен бизнесу

РБК
Огонь-трава Огонь-трава

Повстречав это растение на своём пути, непременно замедлишь шаг

Наука и жизнь
Крутятся диски Крутятся диски

Утилизация отработавшей свое компьютерной техники оказалась выгодным делом

Наука
От функции к форме От функции к форме

Нетипичный для отечественной архитектуры, внешне простой, но элегантный дом

Идеи Вашего Дома
Седло и стремя Седло и стремя

Как люди изобретали приспособления для управления лошадью

Вокруг света
«Кластерный механизм — ключевой фактор развития химпрома» «Кластерный механизм — ключевой фактор развития химпрома»

Как сегодня развивается химическая отрасль и какие задачи решает бизнес

РБК
Одиночество лидера Одиночество лидера

Одиночество как проявление силы человека в исполнении Николая Рериха

Вокруг света
Неприхотливый многолетник Неприхотливый многолетник

Перспективы выращивания мискантуса на российских полях

Агроинвестор
Как ничто стало нечто и почему это так важно? Как ничто стало нечто и почему это так важно?

Когда появился ноль и как он стал из ничем чем-то

Наука и жизнь
Места знать надо Места знать надо

Как города мира конкурируют за лидеров хай-тека, науки и креативных индустрий

РБК
Путешествия по стране могут стать драйвером экономики Путешествия по стране могут стать драйвером экономики

Туристическая отрасль получила шанс на динамичное развитие

РБК
Между «Севером — Югом» и «Западом — Востоком» Между «Севером — Югом» и «Западом — Востоком»

Потенциал развития сельского хозяйства Самарской области

Агроинвестор
«Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов» «Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов»

Калужская область, безусловно, привлекательна для туриста

РБК
Время Змееносца. Летнее небо Время Змееносца. Летнее небо

Змееносец — крупное экваториальное созвездие, пересекающее эклиптику

Наука и жизнь
Туманные горизонты Туманные горизонты

Компаниям придется продолжить адаптацию к радикально изменившимся условиям

РБК
Как умирают в теплой воде Как умирают в теплой воде

Как остановить стремительное исчезновение крупнейших в мире морских звезд

Наука
Душистые травы прованса Душистые травы прованса

Любители вкусно покушать при упоминании Прованса вспоминают прованские травы

Наука и жизнь
Кому нужны памятники природы?.. Кому нужны памятники природы?..

Что представляет собой памятник природы по сути?

Наука и жизнь
Первенцы Вселенной Первенцы Вселенной

Какими были древнейшие звезды, появившиеся после Большого взрыва

Наука
Новая жизнь биотехнологий Новая жизнь биотехнологий

Биотехнологии стали драйвером развития многих важных областей экономики

РБК
Открыть в приложении