Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus

РБКReportaj

Андрей Семенов: «Продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перелеты»

Беседовала Юлия Живикина

Российские авиакомпании привыкают жить без поддержки Boeing и Airbus. По словам первого замгендиректора «Аэрофлота» по производству Андрея Семенова, сейчас ситуация с парком самолетов заметно лучше, чем в 2022-м. В интервью РБК топ-менеджер рассказал, что происходит с производственной программой в этом году, как авиакомпания работает в условиях санкционного давления и ограничений и как поддерживает летную годность самолетов.

Больше самолетов и рейсов

РБК: Что сейчас происходит с парками авиакомпаний группы «Аэрофлот»? Вам хватает самолетов?

А. С.: В целом мы оправились от тех стрессовых условий 2022 года, адаптировались к ним и стабильно работаем, готовимся реализовать планы по развитию в рамках стратегии группы до 2030 года. Сейчас лучше обстоят дела с флотом. В 2022-м мы оперировали 130 самолетами. На начало 2023 года их было уже 150, в лето выводим из хранения еще 12.

РБК: Число рейсов как-то меняется на этом фоне?

А. С.: У нас увеличивается число рейсов и направлений. Прошлым летом мы выполнили около 76 тыс. рейсов. Летом 2023-го их будет 87,6 тыс., то есть произойдет увеличение на 15%.

РБК: Как решается проблема с зарубежными полетами?

А. С.: Раньше все самолеты, которые мы эксплуатировали по договорам с иностранными лизинговыми компаниями, были зарегистрированы на Бермудах и подчинялись бермудскому законодательству в сфере поддержания летной годности.

После известных событий (весной 2022-го Бермуды приостановили сертификаты летной годности российских бортов. — РБК) мы начали выкупать самолеты, дерегистрировать их на Бермудах и регистрировать в российской юрисдикции. То есть у нас становится все меньше самолетов двойной регистрации, и мы получаем больший маневр для их эксплуатации на международных направлениях.

РБК: И на них можно летать за границу?

А. С.: Естественно, если это не Европа или США. Это Турция, ОАЭ и другие направления — в основном азиатские, где мы очень сильно нарастили объем.

РБК: Пассажиров тоже стало больше?

А. С.: Летом мы ожидаем прироста пассажиров на уровне 17% к тому же периоду прошлого года. У нас лучше стали заполняться кресла — показатель на историческом максимуме, более 85%. Это хороший показатель.

Летная годность и кадры Boeing

РБК: Как поддерживать летную годность машин после того, как иностранные производители перестали сотрудничать с Россией?

А. С.: Нам нужно выстраивать собственную систему поддержания летной годности, и мы уже начали это делать. И делаем успешно. В марте 2023 года «Аэрофлот» получил сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21J с расширенными полномочиями. Он позволяет разрабатывать модификации и нестандартные ремонты воздушных судов и компонентов для самолетов.

Но мы решили не ограничиваться этим и планируем развиться до состояния национального центра компетенций в области разработки конструкторских решений. Наши инженеры смогут создавать все сколько-нибудь серьезные решения по изменению конструкции самолета. А также давать все необходимые заключения, чертежи и выпускать документацию в соответствии с мировыми стандартами.

РБК: Где вы берете специалистов, способных выполнять конструкторские задачи?

А. С.: В Москве работало достаточно большое конструкторское бюро Boeing. Мы приняли на работу значительную часть этих специалистов. Все они хотели развивать карьеру в России и отказались от переезда в США. Так мы сформировали департамент разработки конструкторских решений. Сейчас в нем работают более 50 человек. Они принесли с собой знания, технологии, навыки. Ищем инженеров, которые работали и на Airbus, в том числе за границей. Системы и компоненты у Boeing и Airbus в основном типовые. Если конструктор или инженер разбирается в определенном типе самолетов, то ему не составит труда разобраться и в другом.

Техобслуживание для себя и конкурентов

РБК: Что изменилось в обслуживании самолетов после разрыва отношений с западными партнерами?

А. С.: Техобслуживанием мы занимаемся давно, но диапазон работ и уровень наших компетенций естественным образом растет. Раньше все задачи по техобслуживанию были рассеяны в группе «Аэрофлот». Сейчас мы решили все компетенции сосредоточить в «Аэрофлот Техникс», нашей дочерней компании. К этой компании присоединились работники нашего департамента по техобслуживанию. И, конечно, берем новых людей, обновляем состав. На сегодня наша задача — переварить весь объем задач внутри группы, то есть обслуживать самолеты «Аэрофлота», «России» и «Победы».

Но у нас достаточно много ресурсов и возможностей, чтобы поддерживать и другие авиакомпании. После того как мы освоим объемы своей группы, будем активнее работать на рынке и увеличивать объемы.

Запчасти без каннибализма

РБК: Как обстоят дела с запчастями? Их приходится ремонтировать?

А. С.: Ремонтируем, и раньше никто не мешал этого делать. Просто раньше ремонтировали ограниченную номенклатуру компонентов. Сейчас она значительно расширилась. У нас серьезные планы по развитию собственной базы ремонта компонентов. Разработка и внедрение новых логистических цепочек тоже идут успешно.

РБК: То есть авиационный каннибализм потерял актуальность?

А. С.: Каннибализация в авиаотрасли — это разбор воздушного судна с последующей утилизацией. Этим мы не занимались, и вряд ли нам это понадобится в обозримом будущем. В какой-то момент мы вынужденно снимали компоненты с самолетов, которые поставили на хранение и не планировали эксплуатировать, для восстановления летной годности парка. Мы это делали в период выстраивания новых логистических цепочек. Такой подход применяется во всем мире.

Допустимые дефекты и пунктуальность

РБК: Могут ли самолеты отправляться в рейс с незначительными поломками или дефектами?

А. С.: Да, конечно, могут. Важно, что этому должна предшествовать оценка технического состояния самолета и влияния дефекта на безопасность полетов. Есть перечень отказов, которые не влияют на это. Это допускается и определяется производителем, а не авиакомпанией.

Например, если перед вылетом отказал один из каналов системы, а его резервируют еще два, то нет смысла создавать сложности перевозчику и пассажирам, задерживать рейс—возможно продолжить эксплуатацию в течение определенного производителем срока до устранения замечания. Повторюсь, эта практика применяется только при условии проведения оценки влияния такого решения на безопасность квалифицированным персоналом.

РБК: Новые условия, в которых оказались авиакомпании, как-то повлияли на количество задержек рейсов?

А. С.: С пунктуальностью ничего принципиально не изменилось. Этот показатель в течение долгого времени поддерживается «Аэрофлотом» на высоком уровне, стабильно демонстрируя результаты на уровне первой десятки компаний в мире.

Раньше пунктуальность и позиции в мировом рейтинге считали иностранные партнеры, например OAG. Сейчас иностранные партнеры российские авиакомпании не анализируют и не включают в рейтинг, но мы знаем их методологию, поэтому регулярно сверяем свои показатели с мировыми лидерами. Если возьмем топ-50 классических, полносервисных авиакомпаний, то мы — первые. Если возьмем все авиакомпании, включая лоукостеры, то мы на третьем месте.

РБК: Если западные партнеры усилят свое санкционное давление, справитесь?

А. С.: Мы уверены, что сможем найти новые подходы и инструменты, в том числе для создания новых логистических цепочек. Мы продолжим обеспечивать безопасные и комфортные перевозки наших пассажиров, а также повышать транспортную доступность регионов России.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Растет популярность гастротуров Растет популярность гастротуров

Знакомство с кулинарными традициями дополняет многие туристические программы

РБК
Неочевидные минусы СССР Неочевидные минусы СССР

Старшее поколение уже не помнит, а молодежь еще не знает

Maxim
Великая степь Великая степь

Великая степь была всегда, сколько себя помнит человечество

Вокруг света
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Сергей Салкуцан: «Очаги цифровизации возникают в разных областях знаний» Сергей Салкуцан: «Очаги цифровизации возникают в разных областях знаний»

Как меняется наука сегодня и может ли ИИ заменить ученого?

РБК
Каждые два ребенка из ста — аутисты Каждые два ребенка из ста — аутисты

Научные исследования о природе возникновения и возможностях лечения аутизма

Наука
История с цветом История с цветом

Интерьер этого дома — профессиональный микс разных стилей

Идеи Вашего Дома
Места знать надо Места знать надо

Как города мира конкурируют за лидеров хай-тека, науки и креативных индустрий

РБК
Кристальное равновесие Кристальное равновесие

Баланс старого и нового в доме получился идеальным, как кристаллическая решётка

Идеи Вашего Дома
Млечный путь Млечный путь

Свиньи и дельфины — близкие родственники, а лошадь роднее собаке, чем корове

Вокруг света
«Олейну» разливает новый собственник «Олейну» разливает новый собственник

Последний российский актив Bunge продан с 50 %-ным дисконтом

Агроинвестор
Как перестать бороться с сорняками и превратить врага в союзника Как перестать бороться с сорняками и превратить врага в союзника

Ещё вчера трава была вашим врагом, а сегодня это ваш друг и лучший помощник!

Наука и жизнь
Не проморгай эволюцию: рыба-амфибия рассказала, зачем далекие предки людей научились двигать веками Не проморгай эволюцию: рыба-амфибия рассказала, зачем далекие предки людей научились двигать веками

Илистые прыгуны — уникальные существа на нашей планете

Вокруг света
Примитивный крокодил палеозоя: знакомьтесь, ваш родственник, которому очень не повезло с останками Примитивный крокодил палеозоя: знакомьтесь, ваш родственник, которому очень не повезло с останками

Древнее существо оказалось вовсе не головастиком, как считали раньше

Вокруг света
Гимн одуванчику! Гимн одуванчику!

Одуванчик врачует душу, ведь он — замечательный символ весны!

Наука и жизнь
Навигация по прутикам и верёвочкам Навигация по прутикам и верёвочкам

Необычные карты, которые делают аборигены Маршалловых островов

Наука и жизнь
Один фут — и она «супер» Один фут — и она «супер»

Грань, разделяющая суперъяхту и просто крупное прогулочное судно, весьма условна

Y Magazine
Алло, гараж! Пока, гараж! Алло, гараж! Пока, гараж!

Москва прощается с рядами зеленых металлических боксов

Автопилот
Не только поэт: как Омар Хайям двигал науку вперед Не только поэт: как Омар Хайям двигал науку вперед

История знаменитого философа, сочинителя и ученого Омара Хайяма

Вокруг света
Плоды кооперации Плоды кооперации

Финская лодка XO EXPLR 10 Sport на стенде британской компании Arksen

Y Magazine
Несогласие со смертью: почему у умирающих вся жизнь проносится перед глазами? Несогласие со смертью: почему у умирающих вся жизнь проносится перед глазами?

Что происходит с мозгом сразу после последнего удара сердца

Вокруг света
Закрыли урну головой бога: посмотрите на скульптуру К'Авиила, это первая подобная находка в Мексике Закрыли урну головой бога: посмотрите на скульптуру К'Авиила, это первая подобная находка в Мексике

В непроходимых джунглях Юкатана каждый год находят тысячи артефактов майя

Вокруг света
Пекинское время Пекинское время

Советские автомобили на выставках в Китае

Автопилот
Письменная принадлежность: как предприимчивый француз обеспечил мир шариковыми ручками Письменная принадлежность: как предприимчивый француз обеспечил мир шариковыми ручками

Как Марсель Бик дал жизнь одному из символов потребительской революции XX века

Вокруг света
Виден нам берег турецкий Виден нам берег турецкий

Турция заняла четвертое место по объему строящихся яхт длиной от 24 м

Y Magazine
Транзитная зона: как устроена жизнь в мангровом лесу Транзитная зона: как устроена жизнь в мангровом лесу

Здесь а обитатели моря стоят перед выбором — какую из двух сред предпочесть

Вокруг света
Загадка дюн Утопии: когда Марс был полон влаги и почему стал безжизненной пустыней? Загадка дюн Утопии: когда Марс был полон влаги и почему стал безжизненной пустыней?

Из-за чего сосед по Солнечной системе потерял всю свою воду

Вокруг света
Натуральное автохозяйство Натуральное автохозяйство

Импортозамещение, технологический суверенитет и другие актуальные понятия

Автопилот
Томмазо Спадолини Томмазо Спадолини

Видение мира, в котором мы живем, отражается на наших проектах

Y Magazine
Открыть в приложении