«Влюбить в морские науки»: как работает «Плавучий университет»
«Человек в море никогда не бывает одинок»,— писал Эрнест Хемингуэй, автор известной повести о старике-рыбаке Сантьяго, бросившем вызов стихии в погоне за самым большим трофеем в своей жизни. У исследователей морей и океанов цели иные: они открывают новые виды растений и животных, отслеживают состояние шельфа и ледников.
Научные результаты океанологов позволяют давать точные прогнозы погоды, минимизировать последствия тайфунов, наводнений, землетрясений и обеспечивать безопасность судоходства.
Чтобы привлекать в эту сферу молодых специалистов, в России получил активную поддержку «Плавучий университет» — научно-образовательный проект, связующий студентов и научных руководителей, выпускников и работодателей. Он помогает заинтересованным и мотивированным учащимся интегрироваться в океанологическое научное сообщество, чтобы начать вести серьезную исследовательскую деятельность.
Программа «Плавучий университет» включает Зимнюю научную школу и экспедиции, это часть национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России, она входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий. За развитие единой программы отвечает координационный центр «Плавучий университет» на базе Московского физикотехнического института.
Как работает «Плавучий университет», что он дает участникам, науке и, шире, обществу — разбираемся в нашем материале.
Обучение через исследования
«Плавучий университет» — уникальная российская образовательная технология, работающая по принципу «Обучение через исследования». Ежегодный научно-образовательный цикл «Плавучего университета» начинается с Зимней школы, где студенты знакомятся с актуальной научной повесткой, проходят мастер-классы и осваивают наиболее востребованные сейчас методы исследований. После Зимней школы следуют сами экспедиции, где полученные знания применяются на практике. Студенты и аспиранты знакомятся с полным циклом работы над научным проектом: от постановки задач до формирования отчета. Заключительным и немаловажным этапом становится представление полученных научных результатов на конференциях и их отражение в научных статьях — все как в настоящей «взрослой» науке.