Путешествия во времени и пространстве

Пещера Альтамира
Пещера Альтамира, расположенная на севере Испании, в 30 километрах от Сантандера, не случайно названа «Сикстинской капеллой каменного века». Образцы первобытной живописи, обнаруженные здесь в 1879 году, бесценны с культурно-исторической точки зрения.
Открыта эта галерея была по чистой случайности. Произошло все примерно так. Из глубины пещеры донесся пронзительный детский голос: «Быки! Быки! Папа, смотри! Вверху быки…». Удивленный отец сразу поспешил к дочери, вместе с которой обследовал загадочный грот. В темных коридорах и залах пусто – не встретить даже бродячей собаки. Здесь доводилось находить лишь кости и вечные орудия древних людей – каменные и костяные топоры, ножи и молотки. Откуда в этом безмолвном мраке взяться быкам? Потолок низко навис. Отец наклонился, чтобы подойти ближе к восьмилетней дочурке. Внезапная оторопь остановила и его. Прямо над головой, волнуемые мятущимся пламенем свечи, скакали рисованные звери. Стадо бизонов мчалось по потолку одного из боковых залов. Неведомый художник умело включил в композицию естественные неровности свода известняковой пещеры, поэтому быки казались буквально живыми, объемными.
Юрист по профессии и археолог по призванию Марселино де Саутуола (1831—1888) сразу понял все значение этой находки. До сих пор людей каменного века считали дикарями, способными лишь убивать добычу да ютиться в пещерах. Однако эти троглодиты – «пещерные люди» – покрыли потолок убежища, где скрывались, удивительными фресками. Стадо красных, желтых, бурых зверей – в основном лошадей и быков, – словно живое, перевернув все вверх дном, мчалось по своду пещеры. Саутуола опубликовал краткий отчет о «доисторических объектах, обнаруженных в провинции Сантандер». Полюбоваться ими был приглашен даже король Испании, Альфонс XII, оставивший, кстати, свой «автограф» на стене подземного зала. Да, эти картины было не зазорно показать монарху. То не была неловкая мазня неумехи. Их рисовал настоящий художник!