Серый квадрат и аромат
Влияет ли запах на восприятие цвета? Ученые из Ливерпульского и Кембриджского университетов попытались выяснить это экспериментально. Испытуемого сажали перед экраном, на который проецировали изображение квадрата случайного цвета, и предлагали, манипулируя двумя регуляторами настройки цвета, сделать его серым. При этом в помещение (из которого предварительно были удалены все запахи) подавали один из шести ароматов: мяты, вишни, лимона, карамели, кофе и (в качестве контроля) чистой воды. В эксперименте участвовали 24 взрослых человека обоего пола.
«Серый» квадрат, сформированный испытуемыми, ощущавшими в это время запах кофе, вишни или мяты, на поверку оказывался красновато-коричневатым. Запахи карамели и лимона делали его желтоватым. Отличия от требуемого цвета были невелики, но достоверны. И только в случаях, когда испытуемые действовали в нейтральной атмосфере, им удавалось сделать квадрат действительно серым.
Сами авторы исследования, интерпретируя полученные результаты, отмечают только, что в четырех случаях из пяти «нулевая отметка» в восприятии цвета сдвигается в сторону цветов источника соответствующего аромата. (Исключение составляет запах мяты, который почему-то тоже сдвигал восприятие цвета в красно-желтую область.) Однако в этой работе можно увидеть намек на ответ на одну старую загадку эволюционной физиологии: почему цветовое зрение плохо уживается с обонянием (по крайней мере у наземных позвоночных)? Если у какой-то группы животных хорошо развито цветовое зрение, то обоняние у нее обычно довольно убогое – даже если у предков этой группы оно было вполне приличным. Птицы не имеют равных среди позвоночных по тонкости различения цветов – и при этом у большинства из них (за исключением некоторых специализированных падальщиков) весьма слабое обоняние, хотя у их ближайших родственников – крокодилов – оно отличное. Да что там птицы! Обоняние человека (и других настоящих обезьян) не идет ни в какое сравнение с обонянием большинства млекопитающих, при том, что именно обезьяны имеют три типа цветовых рецепторов, а прочие млекопитающие – только два, а то и меньше. И присутствие в нашем геноме сотен псевдогенов (генов, утративших работоспособность), когда-то кодировавших обонятельные рецепторы, недвусмысленно указывает на то, что у наших далеких, дообезьяньих предков обоняние было куда лучше.