Комбикорм пока в плюсе
Топ-25 крупнейших игроков за год произвели свыше 19 млн т продукции
Участники седьмого рейтинга крупнейших производителей в прошлом году выпустили около 19,3 млн т комбикормов — более 60 % от общего объема в стране. И хотя многие из них в 2022-м намерены как минимум не снижать объемы или даже наращивать мощности, новые реалии работы в условиях жесточайших санкций Запада способны резко скорректировать планы бизнеса.
По данным Росстата, в 2021 году объем производства комбикормов в России составил 31,9 млн т — примерно на 1,1 млн т, или на 3,4 %, больше, чем годом ранее. Компания Alltech в отчете Agri-Food Outlook оценивает выпуск на уровне 33 млн т. В структуре производства по-прежнему лидируют комбикорма для птицы: согласно Росстату, на них пришлось 49,9 % общего производства. Далее идут корма для свиней (41,6 %), для КРС (8 %) и прочие (0,5 %).
Прошлый год для отечественной комбикормовой отрасли, несмотря на сохранявшиеся COVID-ограничения и связанные с ними сложности, в целом был удовлетворительным, оценивает президент Союза комбикормщиков Валерий Афанасьев. «Мы увеличили объемы производства кормов, но, конечно, коронавирус сказался на результатах. Самой сложной проблемой была поставка биологически активных веществ, в первую очередь витаминов и аминокислот, поскольку была нарушена логистика из Китая и Европы, — рассказывает он. — Однако наши производители смогли вместе с поставщиками решить эти проблемы».
Исполнительный директор Национального кормового союза Сергей Михнюк подтверждает, что прошлый год как для комбикормовой индустрии, так и для потребителей продукции — животноводов — сложился крайне непросто. «Хотя курс валют был относительно стабильным, на отрасли продолжали сказываться последствия нарушений логистических цепочек, вызванных пандемией, — комментирует он. — Стоимость транспортировки продукции до России сильно влияла на ее конечную цену, причем по большей части поставки становились дороже не из-за наценки импортера, а из-за непрогнозируемых дополнительных логистических издержек, которые выросли в последние два года в разы». Отдельная проблема — скорость прохождения грузов из Китая через погранпереход, добавляет Михнюк.