На еду или в переработку?
Доля картофеля, отправляемого на переработку, за пять лет выросла в два раза
Потребление столового картофеля в России постепенно сокращается, в то время как продукции переработки данной агрокультуры потребляется все больше. При этом последние несколько лет сырье для картофелеперерабатывающих предприятий не импортировалось, чего не скажешь о самих продуктах. Развитие переработки картофеля важно для страны, уверены эксперты и участники рынка. Но для этого необходимо соблюсти нескольких условий.
По предварительной оценке Минсельхоза, валовое производство картофеля в этом году в товарном секторе (без учета личных подсобных хозяйств) составит около 7 млн т. Доля клубня, выращенного для переработки в этом объеме, оценивается исполнительным директором Картофельного союза Алексеем Красильниковым в 1,7 млн т. «Это относительно невысокий показатель, — считает он. — Например, в Европе в среднем на переработку идет 50–60 % всего выращиваемого картофеля, а в отдельных странах, в частности в Бельгии, — 95 %».
По данным Центра экономики рынков, весь объем рынка свежего картофеля в России (валовые сборы за минусом экспорта и плюс импорт) в 2021 году составил 18,7 млн т. При этом с 2017 года физический объем данного сегмента снизился на 3,4 млн т, или в среднем убывал на 4,1 % ежегодно, подчеркивает аналитик Центра Екатерина Павлова. «Рынок сокращается в первую очередь за счет уменьшения урожая картофеля в нашей стране, который за последние пять лет опустился примерно до 3,4 млн т», — говорит она. В прошлом году на переработку было отправлено чуть более 6 % общего валового сбора. При этом и объемы перерабатываемого клубня, и доля переработки в структуре картофельного рынка за последние пять лет существенно выросли. «Если в 2017 году на переработку ушло чуть более 0,5 млн т свежего картофеля, то в 2021-м — уже 1,2 млн т», — приводит цифры эксперт.