Воспитание в начале третьего тысячелетия
Два исторических сдвига в мироосмыслении — появление «искусственного интеллекта» и фундаментальные продвижения в изучении «естественного», то есть биологического, интеллекта — заставляют по-новому взглянуть на проблему просвещения. Проблема, которая включает в себя и воспитание, и образование, в разные времена и в разных обществах решалась по-разному.
В VI веке до нашей эры Конфуций непреклонен: «От Сына Неба до простолюдинов все должны почитать воспитание личности корнем всего прочего».
Спустя две с половиной тысячи лет ему вторит Василий Розанов («Сумерки просвещения»): «Здесь важно только одно, кто в будущем понесет эти или иные сведения, какими его наградит жизнь или он сам приобретет из книг; каковы его сведения, в чем его ноша — не существенно!»
Для Конфуция не было проблемы в том, как именно должно воспитывать. По-видимому, и Розанов полагал, что воспитание — дар свыше, а как и где оно приобретается — вопрос второстепенный. «Жизнь всему научит, сынок!»
Только в начале XX века биологические, а затем и компьютерные науки вплотную занялись тем, как воспитывать и как образовывать, «чтобы не было мучительно больно». Основным стимулом стало то, что в быстро растущем современном мире хорошее воспитание и хорошее образование приобретали все больший спрос и все лучше «монетизировались».
Возникает естественный вопрос: коль скоро стал так могуч ИИ, искусственный интеллект, быть может, человечеству впору обзавестись ИП, искусственным просвещением? Было бы полезно подробнее ознакомиться с тем, что называют просвещением и в чем особенности этого повсеместного процесса.