Риски нажали на газ
Какие факторы добавят неопределенности в работу агросектора в 2022 году
Сельхозпроизводители вынуждены учитывать в своей работе как постоянные риск-факторы типа неблагоприятных погодных условий, так и новые: энергокризис, сбои логистических цепочек, усиление инфляции и многие другие. Поскольку Россия является частью мирового рынка и по ряду компонентов производства серьезно зависит от импорта, полностью нивелировать влияние даже тех рисков, которые кажутся неочевидными, не удастся.
Последние месяцы 2021 года принесли мировой экономике новые проблемы, в том числе добавили рисков агросектору. И хотя какие-то из них лишь опосредованно могут повлиять на российский АПК, их не стоит недооценивать.
Главный экономист Всемирного банка по России Дэвид Найт в декабре в интервью «Ведомостям» рассказал, что сейчас против российской экономики работают четыре вида рисков. Первый — угроза развития пандемии COVID-19. Сравнительно низкие темпы вакцинации замедляют деловую активность и делают более вероятным введение новых ограничений в будущем, считает он. Второй риск — инфляция. Хотя Центробанк предпринимает в целом своевременные усилия для ее погашения, говорить о контроле за ростом цен довольно сложно. Риск неожиданного всплеска инфляции в следующем году рассматривается Всемирным банком как достаточно высокий. Если он реализуется, то экономика окажется под давлением, поскольку ЦБ будет вынужден ужесточать денежно-кредитную политику.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов тоже не исключил того, что Россия в 2022 году может столкнуться с новой волной инфляции. «Сегодня мы видим, что ковидная история существенно сдвинула макроэкономический баланс, и точку равновесия пока мир не нашел, <…> свидетельством этого являются инфляционные волны, — цитировал его “Интерфакс”. — Мы сейчас проходим вторую инфляционную волну, и очевидно, <…> вторая волна с высокой вероятностью породит третью, связанную опять с продовольствием, с которой мы столкнемся в 2022 году, во втором полугодии особенно».