Дело — труба: почему из выхлопной трубы валит черный дым
Или что-то случилось, или одно из двух…
Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни видел здоровый грузовик, рейсовый автобус или легкий коммерческий фургон, из выхлопной трубы которого наружу вырываются клубы черного дыма. Дымовая завеса выглядит зловеще, пахнет неприятно и, думается, наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью. Кстати, примерно так и обстоят дела на самом деле. Но почему одни грузовики и автобусы дымят, а другие не выделяются из потока?
Дело в том, что чаще всего чадят машины с дизельными двигателями. Кстати, такие ставятся не только на тракторы, грузовики и автобусы, но и на обычные легковушки. У дизеля другой принцип работы в отличие от бензинового: здесь воспламенение топлива в камере сгорания происходит из-за повышенного давления, а на бензиновых автомобилях топливную смесь поджигает искра свечи зажигания.
Разница в принципе работы в топливе (дизельные моторы «едят» солярку) приводит и к разнице в выхлопе. Отработанные газы дизельных моторов по сравнению с бензиновыми коллегами содержат меньше двуокиси углерода (что хорошо), но больше двуокиси азота (что не очень хорошо). Пресловутую черноту выхлопа дают сажевые частицы — неотъемлемый атрибут работы дизельных моторов с незапамятных времен.
Кстати, сажа считается крайне вредной для человека. Ее частички проникают в легкие и увеличивают риски сердечно-сосудистых заболеваний, рака и астмы.
К счастью, на современных дизелях применяются специальные сажевые фильтры. Они сжигают до 99% твердых частиц еще до того, как те вылетят в трубу. Поэтому выхлоп современных дизельных автомобилей (при исправности системы и работе в оптимальном температурном режиме) прозрачен как слезинка ребенка. Ну практически.