Маски сброшены
Наука дает мировым музеям новые возможности для работы с предметами искусства. Forbes Life изучил последние технологии для атрибуции, диагностики и реставрации шедевров.
Нейтронная радиография и томография, мраморы и глина Донателло
На столе в реставрационных мастерских Пушкинского музея в Малом Знаменском переулке фрагменты мрамора разных оттеков и отбитая голова святого, что крепится к туловищу на металлическом штырьке, образуют небольшой барельеф. Рядом деревянный ящик, напоминающий старый этюдник, полный мраморных частей. «Донателло, — спокойно сообщает Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина. — Привезли из Берлина в 1945 году». Почти 60 лет мраморы пролежали в Архиве художественных ценностей Минкульта в Загорске, а в 2003 году оказались в Пушкинском.
Совместный проект исследования и реставрации скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса, начатый Пушкинским музеем и берлинским Музеем Боде, правопреемником Музея кайзера Фридриха, дает возможность вытащить шедевры, многие из которых считались безвозвратно утраченными, из фонда перемещенных ценностей на свет божий и, отреставрировав, показать в музее. «Соглашение о сотрудничестве было подписано в 2015-м, — рассказывает Игорь Бородин. — В рамках проекта мы отобрали 57 предметов, это бронзовые скульптуры, терракота, майолика и мраморная скульптура».
Все эти предметы пострадали весной 1945 года от пожара в бункере в парке Фридрихсхайн, где располагалось музейное хранилище. Фрагменты скульптур, которые выжили в огне, хранятся в разных музеях. Что-то осталось в берлинском Боде, что-то оказалось в Эрмитаже, что-то в Пушкинском. Металл покрылся окалиной и трещинами, керамика — слоями расплавленного стекла и гари.