От редактора
Юбилей капитализма
Две тысячи семнадцатый богат на юбилеи. Это и 100-летие русской революции и журнала Forbes, и 600-летие английского как государственного языка Великобритании (раньше местная знать говорила по-французски). Еще мы будем праздновать 60 лет фрисби и 200 лет велосипеду. Последний создал немецкий барон Карл фон Дрез в 1817 году. Русское слово «дрезина» хранит память об этом умельце. Но все-таки главная юбилейная дата в этом году — 500-летие протестантизма. 31 октября 1517 года Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов против индульгенции. По популярной легенде, он прибил их на дверь замковой церкви в Виттенберге. Так началась важнейшая революция в истории Европы, конечно же, много превосходящая по значению русскую революцию, хотя едва ли менее кровавая. Впрочем, реформация изменила не только конфессиональную карту Европы. Макс Вебер связывал с ней рождение «духа капитализма», выросшего из протестантской этики.
В немецком языке, на развитие которого так повлиял лютеровский перевод Библии, слово «профессия» означает «призвание» — Beruf или Berufung. Лютер полагал, что любое дело, которым занимается человек, — это библейский талан, полученный от Бога, а потому зарывать его в землю — святотатство. По мысли Вебера, именно сакрализация труда способствовала формированию новой капиталистической производственной этики, в которой труд из проклятия («в поте лица будете добывать хлеб свой») сделался смыслом существования. Причем этически любая деятельность становилась почетной, а не только война и молитва, как считали прежде.