Нефть / Рейтинг
Легкая добыча
Forbes составил второй рейтинг крупнейших покупателей российской экспортной нефти.
В то время как нефтезависимые государства латают бюджетные дыры, а добывающие компании отвыкают от сверхдоходов и сворачивают инвестиции, торговый бизнес чувствует себя прекрасно. Нефтетрейдеры не несут рисков добычи, а колоссальный рост прибыли всем трейдинговым компаниям дал рынок контанго — возникла ситуация, при которой биржевая цена фьючерса выше, чем текущая цена нефти, рассказал Forbes один из трейдеров. Прибыль создается за счет комбинации инструментов: физической купли-продажи объемов, фьючерсов, опционов и свопов. «Имея за спиной физический объем, трейдеры могут заработать на нем десять раз, поэтому готовы платить премии тем, кто гарантирует физический объем», — признается собеседник Forbes.
Именно заработки на контанго позволяют гигантам нефтедобычи, имеющим собственные трейдинговые подразделения (BP, Shell и другие), показывать превосходные финансовые результаты на фоне падения цен. Они недорого запасаются миллионами баррелей нефти и дороже продают фьючерсные контракты на такие же объемы. При этом, как писала FT со ссылкой на отчет консалтинговой компании Oliver Wyman, размер нефтяных гигантов и масштаб их операций позволяли им отбирать рыночную долю у независимых трейдеров, например у Glencore, Trafigura и Vitol. Зато в России присутствие глобальных трейдеров растет, потому что на них делает ставку «Роснефть».
У «Роснефти» есть несколько собственных торговых компаний, и они попали в рейтинг крупнейших покупателей российской нефти по версии Forbes, но «Роснефть» сейчас отрабатывает контракты по предэкспортному финансированию от трейдеров, полученному на покупку ТНК-ВР. А в конце 2016 года Glencore стал одним из акционеров «Роснефти» и получил вместе с пакетом акций дополнительные объемы ее нефти. Так что в ближайшие годы связь «Роснефти» и трейдеров будет весьма сильна.