Давос и/или Крым
Всемирный экономический форум в 2019 году останется без недурного шампанского и черной икры, которые подают на традиционной вечеринке Олега Дерипаски — этого пати, как и самого миллиардера, в Давосе не будет. В альпийский городок в январе вряд ли прилетят и партнер Дерипаски по UC Rusal и совладелец крупных швейцарских компаний Oerlikon, Sulzer и Schmolz+Bickenbach Виктор Вексельберг, и банкир Андрей Костин. Все они в апреле 2018 года попали в санкционный список Минфина США, и организаторы форума попросили их не посещать Давос. Обсуждать глобализацию и взаимодействие во времена четвертой индустриальной революции (основная тема Давоса-2019) будут без этих русских. Какая уж тут глобализация, если Россию четыре года пытаются изолировать от Запада в самом широком смысле.
При этом европейские компании, несмотря на все санкции и списки, продолжают неплохо чувствовать себя на российском рынке. Совокупная выручка 50 крупнейших иностранных компаний в России в 2017 году выросла на 3,3%, до 5,7 трлн рублей. На первом месте в этом рейтинге Forbes, как и год назад, французский ретейлер Auchan с выручкой 356 млрд рублей. Его конкурент, немецкая Metro Group на шестом месте — 232 млрд рублей.
Первые санкции против России США и ЕС ввели в 2014 году после присоединения Крыма. И несмотря на консолидированную позицию Запада, Auchan и Metro Group остались в Крыму. Гипермаркет французского ретейлера в Симферополе работает под тем же юрлицом, что и остальные магазины в России, — ООО «Ашан», то есть Auchan фактически признал Крым российским. И плевать семье Мюлье, владеющей Auchan, что скажет ЕС. Немцы из Metro Group более осторожны. В апреле 2014-го компания закрыла магазины в Симферополе и Севастополе, а позже вновь открыла, но под другим юрлицом. Формально новая компания не имеет отношения к российскому офису Metro Group. На чеках крымских супермаркетов указано московское ООО «Ритейл Проперти 6», его конечный бенефициар — зарегистрированная в Германии Metro Group Retail Real Estate (90%), еще 10% у Metro Properties Holding из Нидерландов. Никакой геополитики, только бизнес.