Рейтинг режиссеров / Мнение
Кино и деньги
Годовая господдержка всего российского кино равна стоимости 35 минут «Форсажа» — 6 млрд рублей. Как государство распределяет эти средства?
Киноиндустрия часто становится ареной столкновения разнонаправленных интересов — творческих, коммерческих и идеологических. Создание фильма, безусловно, творчество. Это произведение искусства существует в том числе и в коммерческих целях. Леонардо да Винчи создавал свои шедевры за деньги, а Федор Шаляпин говорил, что бесплатно только птички поют. Драма в том, что государственным управленцам, регулирующим отрасль, крайне сложно понять движущие мотивы и психологию людей, снимающих фильмы, потому что они никогда не погружались в этот процесс полностью. У этих двух групп совершенно разные представления о том, как надо снимать кино. И именно этим объясняются разногласия кинобизнеса и государства.
Чиновники хотят, чтобы все было максимально четко регламентировано: эффективность, KPI, бизнес-модели. Например, по инициативе министра культуры Владимира Мединского ввели новые требования к кинокомпаниям, которые получают господдержку: за каждые 100 рублей безвозвратных бюджетных средств мы должны привести в зал одного зрителя. Причем установлена минимальная планка кассового потенциала фильма — не менее 250 млн рублей для лидеров и не менее 150 млн рублей для остальных кинокомпаний. А мы — и в кино-, и в телепроектах — не можем прогнозировать результат. Как сказал однажды выдающийся, если не сказать великий, продюсер Джерри Брукхаймер, в кино никто никогда не знает, что получится. Он говорил так о Голливуде с его многолетней индустрией, огромными бюджетами, экспертизой, аналитической базой и сотнями тысяч людей. И это не просто красивые слова: создание фильма — всегда поиск, ведь мы производим товар «без определенных потребительских качеств». Мы не можем судить заранее, нужен нам тот или иной фильм или нет. Только время расставляет все по местам.