Октябрь восемнадцатого
Русский авангард: сто и один год после революции.
Обидно, но — увы! — русское искусство не интересует никого, кроме нас самих. Хорошо, иногда интересует китайцев, но в основном русское искусство (неважно, соцреализм или передвижников) покупают только те, у кого к России есть что-то личное. А на мировом арт-рынке наше наследие невысоко котируется. Единственное, но яркое исключение — авангард. Отчасти потому, что только его можно считать по-настоящему новаторским, до этого русское искусство было, не побоюсь этого слова, вторичным (если не сказать подражательским). А вот авангард — один из самых узнаваемых наших брендов — задал вектор развития всего мирового искусства XX века. Да и XXI, в общем, тоже.
Художественное течение, которое позже, в 1950-х, стали называть русским авангардом, формально зародилось в 1907 году, когда образовалась группа «Голубая роза». Пик его развития пришелся на период Первой мировой и революционных событий в России. Революция придала ему импульс — к событиям 1917-го можно относиться по-разному, но нет сомнений в том, что, не случись революции, русский авангард имел бы куда более бледный вид. Революционерам нужно было свое искусство — запрос на визуализацию новых жизненных устремлений был как никогда высок, а левым художникам импонировала решительность большевиков. Ментальное освобождение от традиций породило целый художественный мир, абсолютно новый. В 1917–1920-е годы пропагандистская эстетика переживала расцвет, которым в немалой степени обязана гениальным мастерам слова и плаката — Александру Родченко, Эль Лисицкому, Владимиру Маяковскому и Константину Клуцису. Даже сегодня их стилистика актуальна и прямые цитаты из их работ можно встретить не только на рекламных щитах, но и на подиумах во время многочисленных недель мод: Гоша Рубчинский, олимпийская форма и т. д.