Стартап, выпускающий оборудование для кружков робототехники

РБКHi-Tech

Стартап из Санкт-Петербурга делает из школьников «цифровых джедаев»

Текст Валерия Позычанюк

Павел Фролов, основатель проекта «Роббо», стартапа, выпускающего оборудование для кружков робототехники, называет себя продюсером: «Эта роль лучше всего показывает, что именно я делаю». Конструкторы и устройства, на которых дети из десятков российских школ сегодня осваивают инженерные специальности, придумывались в разных уголках страны. Чтобы собрать их вместе, Фролов находил их авторов, знакомил с другими изобретателями и приглашал в свою команду.

Детскими образовательными проектами Фролов занимается больше 15 лет. В начале 2000-х он занимался продвижением свободного программного обеспечения GNU и Linux и решил поучаствовать в госпроекте по внедрению этой операционной системы в школах. Идея казалась Павлу правильной: работая со свободным ПО, школьники лучше бы понимали, как устроены информационные технологии, и с меньшим трудом освоили бы основы программирования, говорит он. «На практике воплотить в жизнь проект оказалось очень трудно: образование — крайне инертная сфера, и чтобы иметь дело со свободным ПО, учителям нужны были навыки, которых у них не было», — объясняет Фролов.

Поэтому компания Фролова «ГНУ/Линуксцентр » предложила запустить федеральный проект повышения квалификации для учителей, а параллельно начала издавать российскую версию английского журнала Linux Format. Через некоторое время в журнале вышла статья об электронном устройстве Arduino — платформе для создания простых робототехнических систем, сделанной по тем же принципам свободного программного обеспечения: с открытыми кодом и спецификациями схемы плат. «Тогда про Arduino в России никто не знал, это было открытие: мы сразу получили очень много писем от читателей, которые писали, что это очень крутая вещь, и просили привезти ее в Россию, — рассказывает Павел. — В итоге мы стали первыми официальными дистрибьюторами Arduino в России».

Новое устройство быстро стало популярным у российских «мейкеров» — любителей, конструирующих и собирающих роботов. Но вот в школах оно не прижилось, продолжает Фролов: учителям было сложно разобраться в том, как все работает, и еще сложнее — научить этому школьников. «Нам говорили, что все эти платы, проводочки, датчики, моторчики для школ не подходят: учителям работать некомфортно, сложно управлять учебным процессом. И что потолок Arduino — кружки на четыре-пять человек, а в классах, где детей может быть и тридцать, работать с ним не получится».

Занимаясь Arduino, Фролов вместе с российским офисом Intel работал над локализацией еще одного международного бренда — языка программирования для детей Scratch, который был создан в Массачусетском технологическом институте (MIT). «Это платформа, позволяющая буквально за час обучить ребенка основам программирования, — объясняет Павел. — Мы перевели ее на русский, чтобы дети могли начинать осваивать программирование с пяти-шести лет, и помогали устраивать олимпиады по Scratch». Затем одному из партнеров Фролова пришла идея объединить Scratch и Arduino и сделать своего рода цифровую лабораторию для детей, с помощью которой они могли бы собирать и программировать роботов. С этой лаборатории и начались два проекта, которыми команда Фролова занимается сегодня: клубы робототехники и инженерные классы для общеобразовательных школ.

Общая выручка проектов Фролова в 2017 году составила около 170 млн руб.

Робоклуб для села Никольское

В основе обоих проектов лежит программное обеспечение и устройства, разработанные его командой: цифровая лаборатория, 3D-принтеры с печатающей головкой и лазерной, робоконструкторы, наборы для изучения интернета вещей и станки с числовым программным управлением. «Эти устройства позволяют познакомить ребят со всеми популярными способами обработки материалов и изучить основы микроэлектроники и схемотехники. Из них нам удалось создать наборы для подготовки цифровых джедаев будущего: людей, которые глубоко понимают, как устроены любые новые продукты, и которые сами могут их разрабатывать», — говорит Павел Фролов.

На занятиях в инженерном классе школьники могут попробовать освоить одну из пяти специальностей: лидера команды, инженера-электронщика, инженера-робототехника, инженерапрограммиста или промышленного 3D-дизайнера. «После этого ученик может понять, в чем его сильные и слабые стороны, в какой роли он наиболее эффективен. А кроме того, он начинает разбираться, почему так или иначе ведут себя ребята в других ролях, какие у них есть ресурсы и ограничения, что может и чего не может программист или электронщик», — говорит Фролов.

Наборы техники «Роббо» для инженерных классов уже купили около 50 школ в России, и около 70 — за рубежом: в Финляндии, Англии, США и Тайланде, утверждает предприниматель, средний чек такой покупки — 400–500 тыс. руб. При этом цена наборов варьируется от 300 тыс. руб. до нескольких миллионов и зависит от количества устройств в наборе, который покупает школа, объясняет он. «Большинство из них сейчас тестируют этот проект, и если все пойдет хорошо, то планируют докупать оборудование», — рассказывает Фролов. И добавляет, что вообще-то со школами стартапу работать непросто: большинство преподавателей не готовы разбираться в том, как работают новые технологии, а в сетке школьного расписания просто не хватает мест для достаточного количества занятий по инженерным дисциплинам.

Параллельно с инженерными классами «Роббо» развивает сеть робоклубов: в России и странах СНГ уже открыто около ста таких кружков, утверждает предприниматель. «Мы работаем по франшизе: бизнесменам, которые хотят открыть робоклуб, предоставляем все нужные устройства и учебный план, а еще помогаем найти преподавателей», — говорит Фролов. Общий объем вложений в оба проекта он оценил примерно в $2 млн руб.

Робоклубы открываются не только в больших городах: кружки уже работают, например, в Керчи, Крымске или селе Никольское в Ленинградской области. Но даже там на их услуги есть спрос, потому что рынок инженерного образования в России находится в зачаточном состоянии, говорит Павел Фролов: «Весной Высшая школа экономики представила результаты исследования этого рынка в Москве: оказалось, количество детей, которые вовлечены в дополнительное образование технической направленности, куда входят, например, программирование, авиамоделизм и робототехника, не превысило 7%. И это в Москве! Что уж говорить о других городах. Этот рынок пустой, и у него огромный потенциал».

Фото: Роббо

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Будущее уже здесь…» «Будущее уже здесь…»

Будущее распределено неравномерно

РБК
Комната смеха Комната смеха

Детская комната — особенная

AD
Урок географии Урок географии

На окраине Москвы вдруг натыкаешься на юрты и чумы, выглядывающие из-за забора

Seasons of life
Большой французский разворот Большой французский разворот

Как превратить вечно отстающую экономику Франции в рассадник предпринимательства

Forbes
Reddit по-русски Reddit по-русски

Максим Хрящев построил главное пользовательское сообщество Рунета

РБК
Прослушка Прослушка

Кто в России делает подкасты и почему на медиа в аудиоформате трудно заработать

РБК
Основатель Kanobu создает онлайн-энциклопедию для геймеров Основатель Kanobu создает онлайн-энциклопедию для геймеров

Основатель Kanobu рассказывает о новом проекте — «энциклопедии для геймеров»

РБК
Ленин и дети Ленин и дети

Дизайнеры оформили квартиру, придерживаясь легенды о русском эмигранте

AD
Длинные руки Длинные руки

«Новичкам» здесь не место — как охотились на шпионов-дезертиров

Вокруг света
Империи пабликов Империи пабликов

В соцсетях выросли медиакомпании, которые мы не замечаем

РБК
Расти без старости Расти без старости

Предприниматель в области биотехнологий хочет помочь людям оставаться молодыми

Forbes
Улыбка соучастницы Улыбка соучастницы

Апроприация «Моны Лизы»: от Малевича до Бэнкси

Вокруг света
Тугие паруса Тугие паруса

Шкипер Александр Аксенов 25 лет ловит в паруса попутный ветер

Seasons of life
Не цифрой единой Не цифрой единой

Парадокс альтернативных инвестиций

Forbes
Маленькая жизнь Маленькая жизнь

Выжить среди гигантов: суперспособности самой маленькой в мире птички

Вокруг света
Операция «Оливковая ветвь» Операция «Оливковая ветвь»

Почему греческие оливки знамениты на весь мир

Вокруг света
Глубина свободы Глубина свободы

Корреспондент «Вокруг света» спустился на самое дно французской столицы

Вокруг света
Музыка их связала Музыка их связала

Кто и как зарабатывал на любви России к красивой мелодии

Forbes
В одни ворота В одни ворота

Почему во время матча у болельщиков «срывает крышу»

Вокруг света
Заклинатели ветров Заклинатели ветров

Корреспондент «Вокруг света» узнал о работе пилота воздушного шара

Вокруг света
Здравствуй, дерево! Здравствуй, дерево!

О чем разговаривают деревья втайне от людей

Вокруг света
Люди слова Люди слова

На Гавайях «алоха» — больше чем слово

Вокруг света
Без кормовой базы Без кормовой базы

Из-за санкций западные инвестбанки лишились бизнеса в России

Forbes
Сети подземелья Сети подземелья

Почему так сложно запустить wi-fi в метро

Forbes
Заколдованное место Заколдованное место

Мистический триллер: утро, день, вечер и ночь в Диканьке

Вокруг света
Проповедник Проповедник

«Отец массового туризма» — Томас Кук

Вокруг света
Прогрызая путь Прогрызая путь

Министры, президенты и оппозиционеры ведут себя точь-в-точь как крысы

Вокруг света
Одежды ангелов Одежды ангелов

Экскурсия по лондонскому ателье, где создают костюмы для главных киношедевров

Вокруг света
Островная лихорадка Островная лихорадка

Аборигены, передающие по наследству райские кущи

Вокруг света
Накопительный вклад Накопительный вклад

В Индии по традиции инвестируют в детей, как в надежное предприятие

Вокруг света
Открыть в приложении