Вкус перемен
То, что еще 100 лет назад считалось полезным, сегодня называют ядом. И наоборот. Похоже, уже через несколько лет в наших тарелках будет еда, которую сейчас мы никак не можем назвать съедобной
И усами шевелит
«Мне, пожалуйста, грамм 100 жареных кузнечиков, пару тарантулов во фритюре и три блина с муравьиными яйцами в гуакамоле». — «К сожалению, кузнечики закончились, возьмите жареные личинки стрекозы. Только сегодня приготовили, еще тепленькие».
Если вы находите этот диалог отвратительным, в мире будущего вам придется непросто. Стремительный рост человеческой популяции не оставляет шансов «обычному» мясу. А вот стейки из шести- и восьминогих существ как раз будут очень востребованы.
По оценкам ООН, в 2023 году землян станет 8 миллиардов. Чтобы удовлетворить потребности Homo sapiens в белке, придется отдать под пастбища едва ли не всю доступную землю. Есть и другая проблема: скот выделяет 14,5 % производимых цивилизацией парниковых газов, и увеличение его поголовья чревато дополнительным потеплением. Наконец, коровье или свиное мясо дорого, а основной прирост человеческой популяции приходится на бедные страны.
Насекомые и другие членистоногие по содержанию белка не уступают быкам лучших мясных пород, при этом растут они намного быстрее, а «пастбища» занимают меньше места. Более того, насекомые и паукообразные куда эффективнее нарабатывают полезную массу: если дать сверчкам и коровам одинаковое (в относительных значениях) количество корма, первые нарастят заметно больше белка. Наконец, съедобные насекомые чаще всего съедобны целиком, а разделав тушу коровы весом 800 кг, можно получить максимум 320 кг мяса, годящегося в пищу. Кажется, что «набрать» 320 кг сверчков или кузнечиков сложно, но даже сегодня — хотя крупных ферм по разведению не построено — на каждого человека приходится примерно 40 тонн насекомых.