Выходцы из компании Ликсутова оказались бенефициарами оператора Wi-Fi в метро
В числе бенефициаров компании «МаксимаТелеком», оператора Wi-Fi в столичном метро, журнал РБК обнаружил людей, связанных с вице-мэром и главой департамента транспорта Максимом Ликсутовым или его окружением. С 2013-го по начало 2018 года в числе собственников «МаксимаТелеком» были латвийский банкир Друвис Мурманис и гендиректор «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко. Ранее они вместе трудились в совете директоров компании, принадлежавшей Ликсутову. Сейчас этот пакет принадлежит эстонцу Урмо Валлнеру, бизнес-партнеру экс-советника главы Дептранса Пеэтера Тохвера.
Открытый офшор
Компания «МаксимаТелеком» — один из крупнейших операторов публичного Wi-Fi в России. Она обеспечивает бесплатный доступ в интернет в московском и петербургском метро, столичном наземном транспорте, «Аэроэкспрессе», аэропортах Внуково и Пулково и части региональных аэровокзалов. Компания не раскрывает полный состав акционеров, долго был известен лишь один из них — бывший президент IT-концерна «Ситроникс» Сергей Асланян. В 2017-м РБК узнал имя его партнера — ресторатора Алеко Крихели, а в апреле 2018 года «Ведомости» рассказали, что 23,75% оператора Wi-Fi принадлежат структуре НПФ «Благосостояние». В самой «МаксимаТелеком» подчеркивали, что это не единственные акционеры.
Выяснить полную структуру акционерного капитала удалось благодаря публичной информации. В 2014 году «МаксимаТелеком» взяла кредит 520 млн руб. у «КИТ Финанс Капитал», следует из годового отчета инвест-компании. В качестве обеспечения были представлены 24% акций оператора публичного Wi-Fi, при этом залогодателем выступил кипрский офшор Geromell Trade Ltd.
Geromell Trade Ltd была зарегистрирована в 2013 году, тогда же она приобрела 100% акций «МаксимаТелеком» (здесь и далее — данные кипрского бизнес-реестра). В том же 2013 году «Московский метрополитен» провел соответствующий тендер, единственным участником которого стала «МаксимаТелеком». Собственниками Geromell Trade Ltd на момент создания были Сергей Асланян, Алеко Крихели и бывший глава российского подразделения Swedbank Друвис Мурманис.
В течение 2014 года доля Мурманиса постепенно снизилась, а к середине 2015-го место третьего акционера занял гендиректор «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко (через офшор Malver Holdings). Мурманис и Криворучко в 2011 году работали членами совета директоров частной латвийской железнодорожной компании L-Ekspresis, занимающейся организацией пассажирских перевозок Рига — Москва и Рига — Санкт-Петербург. На тот момент Максим Ликсутов был основным владельцем компании, причем 30% принадлежали ему напрямую, минуя промежуточные структуры (данные латвийского и эстонского бизнес-реестров).
В начале 2018 года доля Криворучко в Geromell Trade Ltd отошла к эстонцу Урмо Валлнеру, совладельцу таллинской консалтинговой фирмы Velström Vallner Tohve. Его партнер в этом бизнесе Пеэтер Тохвер в 2012–2013 годах трудился советником Ликсутова в департаменте транспорта Москвы. В московской мэрии Тохвер руководил проектом по созданию платной парковки, следует из его автобиографии на сайте Velström Vallner Tohve. В беседе с корреспондентом РБК Тохвер подтвердил, что работал на Дептранс, но отказался говорить, штатно или внештатно. Еще один сотрудник Velström Vallner Tohve Алар Ваземяги входил в рабочую группу Дептранса по развитию парковки до 2016 года, указано на сайте компании.
Смена караула
Изначально доли в Geromell Trade и, следовательно, «МаксимаТелеком», были распределены так: Мурманис — 40%, Асланян — 35%, Крихели — 25%. После того как Мурманиса сменил Криворучко, соотношение поменялось: на середину 2015 года Асланяну принадлежали 40%, Криворучко — 33,4%, Крихели — 26,6%. Так же структура владения Geromell Trade выглядит и сейчас, только место гендиректора «Аэроэкспресса» занимает Валлнер.
Но с 2014-го структура владения Geromell Trade не равна структуре акционерного капитала «МаксимаТелеком». Тогда офшор продал 25% оператора Wi-Fi за €3 млн, покупатель не раскрывался, однако в том же году в совет директоров «МаксимаТелеком» вошел Дмитрий Зотов, гендиректор принадлежащей НПФ «Благосостояние» лизинговой компании «ТрансФин — М». В 2015 году его место занял тогдашний руководитель департамента прямых инвестиций «Благосостояния» Андрей Денисенков, продолжавший занимать этот пост на конец марта 2018-го. То есть, с учетом продажи четверти акций предположительно структуре «Благосостояния», Асланяну в 2015 году могли принадлежать 30%, Криворучко — 25,05%, Крихели — 19,95% «МаксимаТелеком». В НПФ «Благосостояние» не стали комментировать участие своих структур в капитале оператора Wi-Fi.
Друвис Мурманис рассказал РБК, что знает Криворучко и Ликсутова, но заняться проектом по запуску Wi-Fi в метро его позвал Сергей Асланян. В свою очередь Урмо Валлнер подтвердил, что в начале 2018-го стал акционером Geromell Trade и через нее — «МаксимаТелеком», купив пакет у Криворучко, которого «давно знает». «Это интересная, большая компания», — заявил он, отказавшись раскрыть детали сделки и сообщив, что с Ликсутовым он не знаком. РБК передал вопросы Криворучко через пресс-службу «Аэроэкспресса», но в компании предложили адресовать их «МаксимаТелеком».
В пресс-службе оператора Wi-Fi РБК подтвердили, что Geromell Trade является акционером «МаксимаТелеком», но нынешнюю долю офшора раскрыть отказались. Структурам Асланяна и Крихели принадлежат более 75% акций, добавили в пресс-службе, а «Трансфингрупп» [структура «Благосостояния»] принадлежат 23,75% акций. Вопрос о том, нет ли конфликта интересов в ситуации, когда бенефициарами «МаксимаТелеком» с момента запуска проекта в метро были бывшие члены совета директоров компании главы Дептранса, в компании оставили без ответа.
«Максим Ликсутов не знает и не интересуется ни собственниками, ни бизнесом в целом компании «МаксимаТелеком», за исключением вопросов, связанных с качеством обслуживания WI-FI пассажиров московского метро», — заметила пресс-секретарь вице-мэра Алена Еремина.
Кто эти люди
Максим Ликсутов родился в Эстонии. Вместе с партнером Сергеем Глинкой занимался железнодорожным и логистическим бизнесом. Через эстонскую Transgroup Invest владел долями в российских «Трансмашхолдинге», «Аэроэкспрессе», «РейлТрансАвто» и латвийской L-Ekspresis. В конце 2011 года стал руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, с сентября 2012-го одновременно занимает должность вице-мэра. Ликсутов был совладельцем Transgroup Invest до 2013 года. После того как чиновникам запретили управлять и владеть иностранными активами, он передал свою долю жене Татьяне, рассказал в 2014 году в своем расследовании политик Алексей Навальный. Впоследствии выяснилось, что через неделю после передачи пакета Ликсутов развелся. Друвис Мурманис работал в эстонском Hansabank, с 2004 по 2006 год возглавлял российское подразделение банка (с 2005-го, после покупки Hansabank шведским Swedbank, — подразделение Swedbank). Занимался девелоперским бизнесом в России. В 2013 году Мурманис вместе с бывшим главой банка Nordea в Латвии Валдисом Сикснисом, основал инвесткомпанию Callidus Capital. В 2013 году она выступила консультантом по привлечению кредитных средств для ООО «Аэроэкспресс» на покупку новых вагонов и организатором сделки по продаже долей в L-Ekspresis, указано на сайте Callidus Capital.
Алексей Криворучко начинал карьеру в авиационной сфере, во второй половине нулевых был вице-президентом «АвтоВАЗа». В 2010-м был назначен директором «Аэроэкспресса» по приглашению Ликсутова, с которым сам Криворучко дружит много лет, признавался он в интервью РБК. В 2014 году он стал миноритарным акционером «Аэроэкспресса», купив 4% у структур, связанных в том числе с Татьяной Ликсутовой. Тогда же он был назначен гендиректором концерна «Калашников».
Урмо Валлнер в 1990-е работал в правлении Таллинского дома торговли. С 2012-го — советник председателя совета директоров «Аэроэкспресса», в 2014-м вошел в совет директоров L-Ekspresis. Он также числится директором кипрской Topfair Properties Ltd, совладельцем которой является Алексей Криворучко (данные кипрского бизнес-реестра). В 2014-м с партнерами основал консалтинговую компанию Velström Vallner Tohve, которая на сайте заявляет о сотрудничестве с «Аэроэкспрессом» и департаментом транспорта Москвы.
При участии Галины Казакуловой
Фото: Владислав Шатило для РБК; Бобылев Сергей / TASS