Как бывший чиновник придумал «умное» кольцо и заполучил в клиенты метро и банки
О своей биографии 52-летний основатель компании PayRing Сергей Лазарев рассказывает неохотно. «У меня были разные бизнесы в области энергетики и инноваций. Был и политиком, и чиновником», — перечисляет он в интервью журналу РБК.
Эпизод, о котором не хочет вспоминать Лазарев, случился в 2006 году. Лазарев занимал пост вице-мэра Томска и вместе с бывшим депутатом областной думы Владимиром Дурневым оказался фигурантом уголовного дела о мошенничестве. По версии обвинения, в 2001 году чиновник и экс-парламентарий незаконно завладели зданием с котельной в столице региона — оба на тот момент занимались бизнесом. Ущерб бюджету следователи оценили в 11,7 млн руб. Лазарева отстранили от должности, но приговора он не дождался: в 2009-м дело было закрыто за истечением срока давности.
Планеты с кольцами
На протяжении следующих семи лет Лазарев избегал публичности. С 2009-го он был совладельцем московского ООО «Ариадна-Медиа» (по данным СПАРК, выручка в 2016-м — около 500 тыс. руб.), а АО «Пэй Ринг» зарегистрировал в 2016 году. Его партнером в новом проекте стала инвестиционная компания Марка Фельдмана и партнеров «Стандарт Капитал» — ей принадлежит 10% PayRing.
Заняться производством колец для бесконтактных платежей Сергей решил двумя годами ранее, в 2014-м. Такие «умные» украшения позволяют, например, оплачивать проезд в общественном транспорте, совершать покупки в магазинах и хранить личные данные.
Внутри кольца, так же, как у бесконтактных банковских карт, находится NFC-модуль. В него встроен микропроцессор, который активируется, когда попадает в электромагнитное поле.
PayRing — не единственная компания, которая производит платежные кольца. Британской стартап NFC Ring дважды проводил краудфандинговые кампании: в 2013-м привлек £242 тыс., в восемь раз больше заявленной суммы, в 2015-м — еще £68 тыс. при плане £57 тыс. Сумму инвестиций в PayRing и финансовые показатели проекта Лазарев не раскрывает. Согласно данным СПАРК, в 2016-м компания получила убыток 347 тыс. руб.
Основатель PayRing также проводил исследования о том, какие носимые устройства предпочитают пользователи. Опросы показали, что кольцо удобнее и популярнее других аксессуаров, говорит Лазарев: «Кольцо всегда под рукой, его не надо откуда-то доставать — достаточно прикоснуться рукой к терминалу, и оно срабатывает».
Ключевым преимуществом компании предприниматель считает «наличие исключительных прав на производство и реализацию» колец. Другое отличие от конкурентов — возможность разработки индивидуального дизайна кольца: «Людям хочется что-то красивое и стильное, они не хотят ходить в одинаковых кольцах».
Модели PayRing называются в честь планет, у которых есть кольца — «Сатурн», «Юпитер» и «Нептун». Компания предлагает на выбор керамические, титановые, серебряные или золотые украшения, все водонепроницаемые и ударопрочные. В ассортименте более 20 моделей. Клиентами PayRing являются только юридические лица, в основном банки, а также Московский метрополитен, отели и другие компании. Стоимость колец для них колеблется в диапазоне 2–9 тыс. руб. за штуку в зависимости от дизайна и материалов. «Но кольцо может стоить и более миллиона рублей, если сделано из драгоценных металлов и камней», — предупреждает Лазарев. По его словам, технически компания готова выполнить такой эксклюзивный заказ.
Платить красиво
Лазарев утверждает, что PayRing уже продала по всему миру «десятки тысяч колец». На поиск первых клиентов ушло несколько лет — «убедить рынок» в перспективности идеи было непросто, но популярность продукции росла вместе с распространением NFC-технологий.
Самым известным проектом компании стала партнерская программа с Московским метрополитеном. Первую партию из 500 колец с функцией карты «Тройка» (оплата проезда в метро, МЦК и наземном городском транспорте) PayRing выпустила в октябре 2017 года и все устройства были раскуплены за один месяц. Стоимость «метрокольца» — 2200 руб., сегодня его можно приобрести на станциях «Маяковская» и «Трубная». «Компания PayRing провела большую работу по интеграции карты «Тройка», это была действительно непростая задача», — рассказали журналу РБК в пресс-службе Московского метрополитена. Кольца «Тройка» работают благодаря встроенным в них NFC-чипам, аналогичным тем, которые встроены в транспортные карты «Тройка». Потребовалось создать особую конфигурацию чипа, чтобы интегрировать его в такое маленькое изделие, как кольцо, отметил представитель Метрополитена. Всего с ноября по декабрь 2017 года организация продала около 1050 колец, за три месяца 2018 года — 1,1 тыс. Дальнейший их выпуск будет зависеть от спроса, отметили в пресс-службе.
В ноябре 2017-го о выпуске платежных колец Visa Pay Ring для «состоятельных клиентов» объявил Альфа-банк. Керамические кольца производства PayRing доступны в белом и черном цветах, пользователь может «привязать» устройство к текущему счету и использовать как альтернативу нескольким видам банковских карт. Представители Альфа-банка и Visa от комментариев отказались.
Еще один партнер из числа банков у PayRing появился в конце 2017-го, им стал Московский кредитный банк (МКБ). С начала мая МКБ будет продавать в головном офисе на Цветном бульваре (а позднее — и во всех остальных подразделениях) кольца с опцией «привязки» к любому счету в финансовом учреждении. Стоимость устройства составит 6 тыс. руб. Первая партия будет состоять примерно из 1 тыс. колец, на которые банк уже собирает предзаказы, рассказал журналу РБК заместитель председателя правления МКБ Алексей Косяков. По его словам, «кольцо пользуется популярностью». На стадии предзаказа клиентам МКБ доступны несколько десятков цветов и размеров устройства, позднее банк сосредоточится на производстве наиболее востребованных моделей.
«Мы рассчитываем привлечь новых пользователей — молодых людей, которые любят новые тренды и технологии», — объясняет Косяков задачу банка. Он и сам давно носит кольцо от PayRing. «Расплачиваюсь им и вижу удивленные взгляды продавцов и клиентов», — рассказывает зампред правления МКБ.
PayRing тем временем разрабатывает кольцо, которое пользователь сможет купить в «обычном магазине» и «привязать» к нему любую банковскую карту: по этому принципу работают, например, платежные сервисы Apple Pay и Samsung Pay. Кроме того, на кольцо можно будет «записать» проездной для общественного транспорта, электронный ключ, данные визитной карточки, говорит Лазарев. Для этого PayRing разрабатывает софт и получает сертификацию платежных систем.
«Даже те мои друзья, которые принципиально не носили кольца, теперь стали поклонниками PayRing. Правда, они жалуются, что кольцо заставляет больше тратить, чтобы лишний раз «красиво» оплатить покупку», — смеется бизнесмен.
Фото: Дарья Малышева для РБК