Ароматы империи
Как в России развивалось производство косметики и парфюмерии
В марте 1872 года Гюстав Флобер принимал гостей на своей парижской квартире. За сытным нормандским обедом один из них, седобородый гигант, рассказывал: «В молодости у меня была любовница — мельничиха в окрестностях Санкт-Петербурга. Я виделся с ней, когда ездил на охоту. Она была прелестна — беленькая, с лучистыми глазами, какие встречаются у нас довольно часто. Она не хотела ничего брать от меня. В один прекрасный день она сказала: «Вы должны сделать мне подарок». — «Что же ты хочешь?» — «Привезите мне душистое мыло». Я привез ей мыло. Она взяла его и исчезла, а потом вернулась, раскрасневшаяся от смущения, и прошептала, протягивая мне благоухающие руки: «Поцелуйте мне руки, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных!» Рассказчика звали Иван Тургенев.
Натуральные запахи
XIX век был веком запахов, как, впрочем, и любая другая эпоха до XX столетия. Люди мылись редко, в лучшем случае раз в неделю ходили в баню. Стирка одежды была проблематичной — воду надо было либо принести в дом, либо идти с бельем на водоем. Не существовало канализации, помои зачастую выливались прямо в окно, отходы выбрасывались неподалеку от жилищ. Холодильников не имелось, продукты и пища моментально скисали и гнили. Не было никакой бытовой химии и техники, которые бы облегчили уборку жилья, равно как дезодорантов. Иными словами, запахи представляли собой по преимуществу зловоние. И неслучайно сквозная тема у Антона Чехова — назойливые мухи, следствие антисанитарной обстановки в домах. Но чем сильнее было зловоние, окружавшее людей, тем сильнее было желание от него избавиться.