Заговор в голове
Что заставляет людей верить в конспирологию?
Вэпоху марсианских миссий и квантовых компьютеров человечество, казалось бы, должно было распрощаться с верой в конспирологические теории. Но статистика говорит об обратном: почти половина россиян убеждена, что американцы не высаживались на Луну, а каждый третий верит в тайное мировое правительство. Похожая картина наблюдается во всем мире – от теорий плоской Земли до убежденности в чипировании через вакцины. Почему же наш мозг так охотно принимает псевдонаучные идеи? За этой особенностью человеческого мышления стоят вполне конкретные механизмы, изучение которых помогает понять, почему одни люди более склонны верить в конспирологические теории, чем другие.
Наш мозг эволюционировал задолго до появления научного метода, и древние механизмы выживания до сих пор влияют на то, как мы воспринимаем информацию. Исследования нейробиологов демонстрируют удивительную связь: когда человека исключают из социального взаимодействия, в его мозге активируются те же области, что и при физической боли. Вторичная соматосенсорная и островковая кора головного мозга реагируют одинаково как на ушиб, так и на социальное отторжение. Именно поэтому мы так болезненно воспринимаем несогласие с нашими убеждениями и инстинктивно тянемся к единомышленникам, даже если их взгляды противоречат научным данным.
Включаются четыре древних механизма нашего мозга, каждый из которых вносит свой вклад в формирование псевдонаучных убеждений. Номер один – детектор намерений. Этот эволюционный инструмент, изначально помогавший выживанию, заставляет искать скрытые мотивы даже в случайных событиях. Мы склонны видеть заговор там, где действуют обычные причинно-следственные связи. Далее идет страх неопределенности, который активизирует защитные механизмы: столкнувшись с противоречивой информацией, мозг стремится найти понятное объяснение. Он не может, как компьютер, одновременно обработать множество противоречащих друг другу фактов, поэтому опирается на знакомые шаблоны и стереотипы. Играют роль и механизмы генерации историй и недоверия к чужакам. Первый помогает создавать связные нарративы, упрощая сложную реальность до уровня понятной истории. Второй механизм, унаследованный от предков, заставляет с подозрением относиться к любым группам, которые мы считаем «чужими»: будь то ученые, правительство или фармкомпании.