«Художник обидеть может каждого!»
Продолжение беседы с режиссером Михаилом Цитриняком, начало в №10-24
Михаил Цитриняк: Я видел спектакли по чеховским драмам в разных театрах и задаюсь вопросом: сколько можно играть их в современной одежде?! Да, несмотря на то, что время идет, но страсти все те же, люди не меняются… Но… у одного режиссера артисты играют в том, в чем в театр пришли, у второго, у третьего, пятнадцатого, шестидесятого! Может быть, хватит уже?! Ну нет в этом художественного открытия! Еще Любимовский театр на Таганке работал на этом приеме: но там для этого существовало мощнейшее идеологическое обоснование!.. Хватит маскировать нищету – финансовую и творческую – под новое слово в искусстве!
«Знание – Сила»: В таком повторении уже нет смысла?
М. Ц.: Никакого.
«ЗС»: Гамлет, Ромео и Джульетта в современных костюмах – такое прочтение встречалось неоднократно.
М. Ц.: Если герои облачены в одежду не своей эпохи или стилизованную, это должно объясняться режиссерским решением. Так, у меня в спектакле «Онегин-блюз», где пушкинский текст сопровождается звучанием струнного квартета и саксофоном, действующие лица тоже в нарядах не своего времени. Только персонаж Чайковского – Тенор выходит в костюме пушкинской эпохи. Он не очень молод, полноват, поскольку мне нужна была пародия на оперного, привычного публике Ленского. Его роль блестяще исполняет солист «Геликон-Оперы» Николай Дорожкин. Изысканное перо, украшающее знаменитый малиновый берет Татьяны, говорит о том, кем юная Татьяна видит себя в будущем, кем она хочет стать и становится в конце спектакля. Однако герой – Алексей Гуськов – снимает с Татьяны берет и пачку, распускает косички, надевает на нее очки и девственную «жизельку», сует в руки книжку. Потому что: «Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная боязлива…» Потому что: «Задумчивость, ее подруга… » Потому что: «Ей рано нравились романы, / они ей заменяли все…» Тем не менее в финале Татьяна вновь появляется в красной пачке и красном берете с пером: несмотря ни на что, она воплотила в жизнь свою мечту!