Рудознатцы
Искать руду и самоцветы на Урале люди умели, кажется, всегда. Об этом говорят почти все местные сказки и предания. Но свои секреты рудознатцы хранили так крепко, что легенды порой приписывали им контакты с нечистой силой. Впрочем, они от подобных слухов и не открещивались: так и любопытных глаз будет меньше, и удачу лишними разговорами не спугнут.
До середины XVIII века рудознатцы пользовались примитивными методами, основанными главным образом на визуальных наблюдениях. Например, красные и желтые породы встречались рядом с месторождениями железных руд, синие и зеленые – около медных. К косвенным признакам относили скудость и хилость травы, кривые и иссохшие деревья, более быстрое таяние снега и инея над залежами. Болотные руды искали по цвету воды: если она мутная, бурая, значит, под ней есть железная руда; если светлая и прозрачная, значит, в торфе известковые прослойки.
Но самым надежным признаком полезных ископаемых считались чудские копи – бездонные колодцы, заполненные водой. По легендам, в древние времена на севере России и Урале жил таинственный народ, обладающий магической силой и сокровенными знаниями, – чудь белоглазая. Но когда на их земли пришли другие люди, все чуды ушли под землю через эти самые колодцы – порталы в подземное царство. Так и появились сказки про хозяйку Медной горы. Селяне таких мест боялись, старались обходить стороной, а вот рудознатцы понимали, что это древние шахты, а потому всегда первым делом расспрашивали местных жителей о подобных объектах: нечистой силы они не боялись. Это правило работает у геологов и сейчас: ищи руду рядом с рудой. Если есть месторождение, надо искать рядом.