Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – силаMadaniyat

Ван Эйк: в раме оптической революции

Александр Марков, Оксана Штайн

Раздача пространства и времени

В названии статьи есть парадокс: нет более несовместимых понятий, чем Ян ван Эйк и рама. Великий художник и дипломат выжимал из деревянной основы все, что мог, изображенные им интерьеры каменных зданий как будто отсвечивали отблесками леса. Но рама – совсем не его вещь и не вещь его эпохи. Произведения ван Эйка не предназначались для стен: напротив, их надо было перевозить, носить с собой, показывать гостям.

Вспомним его «Святую Варвару» (1437). Мученица из Никомидии в Малой Азии была казнена собственным отцом, крупным римским чиновником, за принятие христианства. По версии жития, она была заточена отцом в башню от посторонних взоров, и в башне было два окна суровой античной симметрии. Но Варвара велела проделать третье окно, исповедуя Троицу: на смену симметрии пришло подвижное равновесие прорыва к невозможному. Изобразить столь драматичное житие в одном пространстве невозможно: как показать, что третье окно – не то же, что первые два? Что с Варварой многое случилось, что она сама пересоздала себя? Ван Эйк сделал просто: он изобразил Варвару на фоне строившегося тогда Кёльнского собора: мы видим и работу подъемных механизмов, и укладку кирпичей, и замешивание глины, и суету с носилками. Это полная панорама строительных технологий того времени. Поэтому святая Варвара сама становится строительницей храма, сама создает исповедание Троицы в камне – проблема изображения процессов и процедур решена.

Ван Эйк, который и утвердил масляную живопись, передающую фактуру видимой реальности во всей ее плотности, без необходимости как-то принимать условности с торжественным почтением, написал эту картину тушью, как гризайль, черно-белую, или, мы бы даже сказали, землистой сепией. Почему это так? Дело в том, что эта картина никогда не висела на стене и не могла висеть. На обороте художник выполнил стилизацию драгоценного материала, драгоценной панели, чистого выражения богатства. Ван Эйк делал такое не раз, а за ним – Рогир ван дер Вейден.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Археология постепенно заставляет тувинскую «долину царей» открывать свои тайны

Знание – сила
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Колесо Фортуны Колесо Фортуны

Кавказская пресс-демонстрация обновленного кроссовера Changan CS75 Plus

Автопилот
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Владение немецким Владение немецким

Насколько кроссоверы Jetta VS5 и VS7 из Китая фольксвагеновские по восприятию?

Автопилот
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Сильно больше Сильно больше

Tank 700 готов подтвердить свое лидерство не только выразительной внешностью

Автопилот
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Записки из раскопа Записки из раскопа

Как жители средневекового Новгорода передавали сообщения

Вокруг света
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Море по колено Море по колено

Haval H3 — первый кроссовер из профессиональной серии Pro

Автопилот
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Следует жить Следует жить

Как Мауро и Жан-Франка Риччи переосмыслили яркий автомобильчик Runabout

Автопилот
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Открыть в приложении