Система Юпитера: рождение пожирателя миров
Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры, описывающие его величие, ни о чем уже не говорят. Относительные мерки красноречивее. Юпитер не просто больше других планет Солнечной системы. Он в два с лишним раза превосходит их все вместе взятые. Семьдесят процентов массы окружающих Солнце тел – от планет до пыли – это один только Юпитер.
Почему Юпитер намного больше других планет?
Вопросы, почему одну из планет угораздило так разрастись, и почему ею оказался именно Юпитер, вполне правомерны. Расположение и массы планет в системе не случайны. И это видно даже невооруженным глазом. По краям. Венера и Земля примерно одинаковы. То же можно сказать об Уране и Нептуне. Меркурий и Плутон выбиваются из общего ряда, но это имеет отдельные объяснения. Главное же: в центре построения наблюдается какая-то ерунда: крошечный Марс, дырка вместо планеты, колоссальный Юпитер и Сатурн – тоже не маленький.
Начинать нужно с начала – с газопылевого диска, окружавшего рождающееся Солнце. Диск – это нечто плоское. В действительности, впрочем, плоским, как кольца Сатурна, он не был, а в сечении, скорее, напоминал сигару. И к тому же имел неодинаковую, возрастающую к внутреннему краю плотность. Неравномерно возрастающую, ибо по диску еще и проходила спиральная волна, аналогичная волне, образующейся на воде, уходящей в воронку. Вещество остаточного диска все еще поглощалось Солнцем.
Когда плотность диска упала, пылинки перестали тормозиться в столкновениях, и каждая из них вышла на круговую орбиту, спираль распалась на десять колец, узких и плотных внутри системы, и широких, но разреженных, ближе к краю. И масса каждого из колец в первый момент была примерно одинаковой. Побольше в середине, где плотность вещества и занимаемый им объем оптимальным образом гармонировали, поменьше по краям. Однако можно сказать, что каждой из будущих планет отводилось примерно равное количество материала.