Философия зрения: вчера, сегодня, завтра
Афина, мастерящая зеркала
Если мы обратимся к живописным аллегориям пяти чувств эпохи барокко, мы увидим, что зрение – вовсе не юное, не бойкое и не проницательное чувство. Слух играет на флейте или звонит в колокольчик, вкус пробует вино, – все это непосредственное приобщение вещам. Это прикосновение, поцелуй, проба наслаждения. А вот зрение всегда нуждается в приборе: очках, зеркале или телескопе. Оно опытное – это нахмурившийся старик или задумчивая старуха, или же, напротив, неопытный младенец, готовый смотреть на все широко открытыми глазами, пораженный многообразием вещей. Поэтому философия зрения начинается там, где мы задумываемся о начале своего опыта, где мы перестаем доверять видимому и размышляем о невидимом. Где мы начинаем анализировать, как устроена влюбленность, там мы начинаем лучше понимать устройство зрения как способности схватывать вещи и рассуждать о них.